Пластические возможности ткани дают художнику-модельеру различные варианты моделирования формы из целого лоскута. В связи с этим представляется интересным рассмотрение всех случаев поведения ткани в драпированной некроеной одежде.
Если расположить ткань таким образом, чтобы нить основы совпадала с вертикалью костюма, то все вертикальные образования – разнообразные складки и сборки – будут устойчиво сохранять свою форму.
Ткань с расположением нити по утку, т. е. с поперечной ориентацией, тоже может сохранять вертикальность складок и сборок, но с меньшей устойчивостью, так как нити утка имеют более слабое натяжение, чем нити основы, и, расположенные вертикально, провисают. Поэтому располагать ткань в поперечном направлении при создании вертикально построенной формы целесообразно только в случае необходимости, например, если это продиктовано рисунком ткани.
Если закрепить один из углов прямоугольного куска и дать ткани возможность свободно ниспадать, то получится узел складок-фалд. Если же закрепить левый и правый концы свободно ниспадающей ткани, образуются округлые складки-драпировки, направленные навстречу друг другу.
Форма одежды приспособлена к сложной форме человеческой фигуры, В некроеном костюме, созданном из целого лоскута, свободное падение ткани сочетается с драпировками – складками, закрепленными с двух сторон. Свободное падение происходит в том случае, когда ткань закреплена с одной стороны, при этом она образует хорошо оформленные вертикальные складки и в то же время облегает выпуклые части фигуры. Свободное падение может образовываться от любого конструктивного пояса: плечевого, грудного, талевого, бедренного, коленного и т. д.
Организация формы посредством драпировок имеет больше ограничений. Наиболее удобная для их образования часть тела – торс, расположенные ниже линии талии, они могут затруднять движение человека, поэтому такой вариант их компоновки нецелесообразен. От линии талии вверх возможны различные варианты моделирования формы с помощью прямо- и косонаправленных драпировок, которые, как правило, располагаются спереди и сзади, сообразуясь с симметричным строением человеческой фигуры. Естественной осью симметрии тела человека является позвоночный столб, линия которого представляет собой центр спины, такая линия спереди проходит через яремную впадину, грудину, пупок, лонное сращение.
Формообразование костюма из целого куска ткани с помощью драпировок всецело зависит от закономерностей строения фигуры человека. Из многообразия вариантов такого моделирования можно выделить два возможных вида драпировок – опорные (закрепленные с двух сторон), и опорно-свободные (закрепленные с одной стороны и свободно падающие с другой). При этом они могут быть симметричные и асимметричные, продольные, поперечные и диагональные – главным является то, что они должны подчиняться тектонике фигуры, работать на выявление ее красоты и пропорциональности, обеспечивать свободу ее движений.
Интересные варианты формообразования костюма получаются при моделировании одежды по принципу платка. Сам по себе платок является дополнением к костюму, его прямое назначение – укутывать голову, плечи и бедра от холода и одновременно украшать фигуру, придавая ей новое пластическое движение. Среди различных его видов различают головные платки, платки-шали и платки-пледы. В любом случае это – штучное изделие квадратной формы, имеющее своеобразную композицию рисунка декора.
Платок как самостоятельный элемент костюма активно участвует в организации его объемно-пространственной структуры. Например, платок, будучи головным убором, может повязываться на голове различными способами. При этом он меняет конфигурацию силуэта костюма в верхней части, делая ее симметричной или асимметричной, статичной или динамичной. Оригинально повязанный платок со сложными и изящными драпировками может стать композиционным центром костюма, акцентирующим внимание зрителя при относительно простой форме последнего.
Другое о педагогике:
Профессиональный идеал педагога-воспитателя
Развитие личности человека во многом зависит от того, как формируется его самооценка. Психологи отмечают два основных приема формирования самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом. Второй, более распространённый, заключается в социальном ср ...
Профессиональная позиция педагога-воспитателя с точки зрения отношения к
своей профессии
Теоретическое представление о воспитании – это в первую очередь качественная характеристика профессионального мышления, позволяющая «видеть» процесс в сиюминутном событии, а воспитательный результат – в реакции ребенка. Влияние теоретических взглядов имеет свое выражение, форму своего выявления. Он ...
Особенности формирования ответственности у детей «группы риска»
Каждому из родителей хотелось бы, чтобы их ребенок вырос ответственным человеком, способным отвечать за свои поступки. Конечно, чувство ответственности - это характеристика зрелой личности. Но закладывается оно именно в детские годы. Ответственность - это положение, при котором человек отдает полны ...