На этом этапе обучающиеся должны получать более точные и полные сведения об особенностях техники действия, а также детальную информацию о том, как ими выполняются учебные задания. В этом существенное отличие направленности методики обучения данного этапа от предыдущего.
Уточнение техники двигательного действия предпочтительно осуществлять при целостном его исполнении. В некоторых случаях бывают эффективными попытки выполнения действия в более сложном его варианте. Например, при отработке техники акробатического «переворота вперед» на полу следует дать задание выполнить его на небольшом возвышении (стопке матов). Качество исполнения действия, выполняемого в одну из сторон, может улучшаться после того, как занимающиеся попробуют несколько раз выполнить его в другую сторону (например, метать предмет другой рукой).
Метод расчленения также может использоваться при детализации отдельных фаз или частей действия, но в отличие от предыдущего этапа использование этого метода здесь более ограничено.
Желательно, особенно к концу этапа, широко применять соревновательный метод с установкой на лучшее исполнение техники действия, а не на его смысловой результат (дальше прыгнуть или бросить предмет).
Действия, результат которых главным образом зависит от величины физических усилий, необходимо выполнять с усилиями, близкими к максимальным, но такими, которые не вызывали бы искажения техники. В отличие от предыдущего этапа здесь допустимо увеличение объема работы над техникой действия в каждом занятии. Можно увеличивать как количество учебных заданий, так и попыток их повторений.
На этом этапе изменяется характер словесных воздействий. Ведущими становятся методы, содействующие углубленному познанию особенностей техники действия, а также осознанию занимающимися результатов своей деятельности по овладению техникой. К таким методам относятся в первую очередь: словесный разбор и анализ выполнения учебных заданий; отчеты и самоотчеты занимающихся; мысленное «проговаривание» ими своих действий перед выполнением заданий. Очень велика на этом этапе обучения роль кратких, точных и выразительных замечаний и указаний преподавателя в отношении деталей исполнения техники действия.
Контроль за овладением техникой действия на этом этапе осуществляется в основном путем оценки техники исполнения. Для этого разрабатываются критерии и шкалы оценок применительно к каждому конкретному двигательному действию. Более точный и объективный контроль достигается с помощью технических средств срочной информации.
Этап совершенствования действий
Общей задачей этапа является стабильное осуществление двигательного действия в различных условиях. Частными задачами могут быть:
а) упрочение сформированного навыка;
б) обучение различным вариантам техники действия;
в) формирование умений («вторичного порядка») применять изученное действие в различных условиях и ситуациях;
г) обеспечение (при необходимости) частичной перестройки техники действия.
В зависимости от назначения двигательного действия и особенностей его использования упрочение двигательного навыка может достигаться двумя путями. Первый путь - выделение специального подэтапа, направленного только на закрепление двигательного навыка. Второй путь - закрепление навыка попутно с решением остальных задач этапа. В одних случаях следует специально уделять внимание закреплению навыка и доведению его до высокой устойчивости, в других случаях этого делать не следует.
Выделение специального подэтапа закрепления навыка бывает необходимо в тех случаях, когда технику действия не предполагается в дальнейшем изменять; когда двигательное действие и условия его осуществления относительно стандартны. Это могут быть, например, доведенные до совершенного исполнения прыжки в воду, некоторые гимнастические элементы или элементы фигурного катания на коньках.
Другое о педагогике:
История проблемы особенностей развивающей среды – обстановка детского сада
– в разных педагогических школах
Сегодня возможность альтернативных подходов к организации обучения и воспитания детей вызывает большой интерес у педагогов и родителей. В нашей стране в настоящее время работает целое направление, которое заимствует зарубежный опыт организации воспитания и обучения детей. Дом ребенка Марии Монтесор ...
Метод активизации возможностей личности и коллектива
Новая школа требует новой философии образования, обеспечивающей гуманистическую направленность, повышение роли культурологического компонента школьной действительности, изменения позиций в среде участников учебно-воспитательного процесса от непререкаемого авторитета учителя к коллегиальному взаимоп ...
Особенности формирования ответственности у детей «группы риска»
Каждому из родителей хотелось бы, чтобы их ребенок вырос ответственным человеком, способным отвечать за свои поступки. Конечно, чувство ответственности - это характеристика зрелой личности. Но закладывается оно именно в детские годы. Ответственность - это положение, при котором человек отдает полны ...