Завышенную неустойчивую самооценку имеют Олег З. и Вика С У них наблюдается разброс в определении самооценки (завышенная, заниженная, адекватная). Но они имеют тенденцию к завышению самооценки. Неверно оценивают свои возможности и не видят недостатков.
Одна ученица - Аня К. имеет заниженную самооценку. Она пассивна, мнительна, ранима, обидчива. Девочка робкая, стеснительная, неуверена в себе и своих способностях. Аня К. преувеличивает свои недостатки и недооценивает свои положительные качества.
Вова Д. и Саша Д. имеют адекватную неустойчивую самооценку. Они сомневаются в оценке своих способностей. Под влиянием различных обстоятельств могут проявить себя по-разному. Иногда могут быть подвержены влиянию других детей и поступить не в соответствии с собственными взглядами, а по их научению.
Соотнесение выявленной самооценки детей экспериментальной группы с успеваемостью показало следующее (смотри таблицу 5). Такое соотнесение вызвано необходимостью более точно установить негативные и позитивные проявления самооценки. Для этого избраны преобладающие отметки по изучаемым учебным предметам.
Таблица 5 - Самооценка и оценки детей экспериментальной группы
Респонденты |
Уровень самооценки |
Преобладающие отметки в учебе |
Аня К. |
Заниженная неустойч. |
3 |
Вова Д. Саша Д. |
Адекватная неустойч Адекватная неустойч |
4 4 |
Даша М. Никита А. Олег З. Вика С. |
Завышенная устойч. Завышенная устойч. Завышенная неустойч Завышенная неустойч |
5 4 4 5 |
Мы видим, что Аня К. имея заниженную самооценку, не может достаточным образом проявить себя и в учебе. Вова Д. и Саша Д. имеют 4 , как преобладающую оценку по различным предметам, у них адекватная неустойчивая самооценка, которая может негативным образом сказаться на успеваемости. Дети с завышенной самооценкой имеют положительные оценки, но данных результатов дети добиваются различными способами. Иногда это действительно способности, а иногда просто зубрежка. Итак, сравнивая самооценку детей с их успеваемостью, мы видим, что самооценка оказывает непосредственное влияние на успеваемость ребенка.
В ходе констатирующего этапа эксперимента, а также в процессе обучения этих детей (автор дипломной работы является учителем в данном классе) мы проводили наблюдение за детьми, входящими в экспериментальную группу.
Цель
наблюдения
: выявить особенности проявления самооценки у детей в их поведении и отношениях, интересы и склонности детей.
Программа наблюдения:
1) Отношение детей к товарищам по классу.
2) Особенности поведения детей в различных ситуациях, в том числе конфликтных.
3) Склонности и интересы детей.
Наблюдение проводилось на уроках и во внеурочной деятельности.
На основе результатов наблюдения и данных, полученных после проведения методик, мы составили краткую характеристику каждого из детей, входящих в экспериментальную группу.
Аня К., имея заниженную самооценку, учится ниже своих способностей. Ее робость и нерешительность не позволяют ей полностью раскрыться. Аня очень ранима и обидчива. Пассивно относится ко всем классным делам и мероприятиям. Постоянных друзей в классе не имеет, хотя не конфликтна, и дети к ней относятся хорошо. Аня очень любит животных, относится к ним с большой нежностью.
Даша М. имеет завышенную самооценку. У нее высокие притязания на учебу. Стремится получить высокие оценки любым путем. Очень самоуверенна. Проявляет большую активность и во всем старается занять лидирующие позиции. Но вместе с тем, Даша очень усидчива, много читает. Она имеет незаурядные организаторские способности.
Никита А. также имеет завышенную самооценку. В классе является лидером. В общении с детьми категоричен и не идет на компромисс. Проявляет способности к математике. Увлекается компьютером.
Олег З. – завышенная неустойчивая самооценка. Проявляет агрессивность в общении с детьми, часто конфликты пытается разрешить силой. К учебе относится добросовестно, но не признает неудач. Если получает неудовлетворительные оценки, обижается и замыкается.
Другое о педагогике:
Разработка занятия по курсу «Введение в психологию» по теме «Ощущение и
восприятие»
Актуализация знаний о психических познавательных процессах ощущения и восприятия; Понимание отличий и взаимосвязей между процессами ощущения и восприятия; Формирование представлений о ведущем канале восприятия; Формирование умений определять и эффективно использовать свой ведущий канал восприятия; ...
Общая характеристика Муниципального учреждения
дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей» г.
Оренбурга
МУДОД «Центр эстетического воспитания детей» создан в апреле 1994 года, является инновационным муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей, которое выполняет вместе со школой и семьей единую цель - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация допол ...
Характеристика особенностей
образования детей с отклонениями в развитии за рубежом и в России
Изучив системы образования детей с отклонениями в развитии за рубежом интересно было бы сравнить эти системы образования с системой специального образования в России. В России на современном этапе детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают специализированную помощь множество учреждений, ...