Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встаёт на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценными гражданами своей страны, готовы учиться работать на благо её и встать на защиту.
Воспитательное пространство объёмно, оно вбирает в себя семью, школу, средства массовой информации, учреждения дополнительного образования.
В последние годы резко возросло внимание к проблемам воспитания как со стороны государства, так и со стороны педагогической науки. Можно было бы радоваться этому, но наряду с возрождением интереса к воспитанию сегодня возникает много острых проблем, серьезно волнующих педагогическую общественность. В их круг входят сложности современного поликультурного и патриотического, светского и религиозного, экологического и нравственного воспитания.
Долгое время советское общество существовало как общество атеистическое, в котором религиозность, исполнение религиозных обрядов не только не приветствовали, но и всячески преследовали. В России, согласно закону, религия отделена от государства, но школа не может не замечать религиозных организаций, тем более что они активно ищут способы сотрудничества в вопросах нравственного воспитания. Одним из элементов нравственного воспитания является экологическое воспитание. Впервые понимание значения экологическое воспитание появилось у широкой мировой общественности в дни чернобыльской катастрофы. Сегодня общество стимулирует потребности в получении всех возможных удовольствий «здесь и сейчас» и, что самое прискорбное, несмотря ни на что, реклама создает особенно у подростков и молодежи иллюзию доступности всего. Экологическое воспитание в отечественных школах в основном связано с решением экологических проблем малой родины, и хорошо, если это делают в практическом плане. Конечно, решение этих проблем важно и необходимо, но следует сделать и следующий шаг к решению глобальных экологических проблем, начиная с осознания их значимости и поисков путей их решения, прежде всего на уровне проектной деятельности.
Наиболее острой проблемой стало нынче и нравственное воспитание школьников, молодых людей на фоне интенсивного развития средств массовой информации. Именно с помощью СМИ человек не только получает сведения о мире, о других странах и народах, об их культуре, но и становится виртуальным участником основных событий, происходящих в той или иной стране. К сожалению, не все СМИ и не всегда представляют человеку лучшие образцы мировой культуры. Значительно чаще мы имеем дело с массовой культурой и ее худшими образцами, особенно этим грешит отечественное телевидение. Именно поэтому воспитывать нравственного человека на таком фоне довольно сложно. Наш соотечественник только в последние 15 лет учится жить в ситуации постоянного выбора, в том числе и нравственного. Поэтому существенной частью нравственного воспитания современных детей должно стать формирование способности сделать выбор.
Новые информационные технологии тоже становятся серьезным воспитательным ресурсом. Но если в образовании уже получены серьезные результаты по реализации возможностей информационных технологий, то в сфере воспитания такие результаты выглядят куда более скромно. Воспитание в условиях использования новых информационных технологий происходит в измененной информационной и, как следствие, в измененной коммуникативной среде. Различные информационные сайты позволяют учащимся и педагогам не только получать новую информацию, но и участвовать в обсуждении различных проблем, волнующих молодежь в разных странах мира, что имеет принципиальное значение для поликультурного воспитания. Очевиден для воспитания российских подростков и молодых людей позитивный эффект открывшихся возможностей организации совместных проектов с учащимися других стран по решению проблем различного уровня. Сегодня только ленивый не ругает компьютерные игры, в которых провоцируются агрессия, безответственность, бесчеловечность подростков, но игры, имеющие положительное значение для их развития, рассматриваются куда реже и куда в меньшей степени. К сожалению, интернет позволяет современному подростку получить возможность доступа к информации, несущей серьезный антинравственный заряд: в сети есть порносайты, сайты экстремистских, террористических и националистических организаций. Общение в различных чатах нередко происходит на низком культурном уровне и заменяет живое человеческое общение, оно подчас выполняет функции ценностного воспитания, способствует формированию различных молодежных субкультур отрицательной направленности.
Другое о педагогике:
Анализ методического обеспечения курса «Моделирование одежды»
Методическое обеспечение по каждой дисциплине оценивается по следующим показателям: программы, учитывающей требования стандарта, достаточного количества обязательной учебной литературы, дополнительной учебной литературы, тематического и календарного планирования, требований к уровню усвоения студен ...
История появления драматизации на уроках английского языка
Принципы широкого использования театрального искусства в современной школе давно и успешно разрабатываются в Лаборатории театра Института художественного образования РАО. Основоположник этого направления в педагогике театральный режиссер П.М. Ершов изложил свое видение различных аспектов в книге, н ...
Задержка психического развития у детей: феноменология, происхождение,
классификация
Комплексное изучение задержки психического развития как специфической аномалии детского развития было начато в отечественной дефектологии в 60- е годы прошлого столетия. В работах Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской, В.М. Лубовского были представлены первые обобщения клинических данных о ...