Процесс самоопределения в этом возрасте можно разделить на два этапа:
- 9 класс – выбор формы завершения среднего общего образования;
- 11 класс – планирование пути получения высшего или среднего специального образования.
Швейцарский психолог Ж.Пиаже характеризует переходный возраст (12-15 лет) развитием способности абстрагировать мыслительные операции от объектов, над которыми эти операции производятся. Отсюда возрастной особенностью становится склонность к теоретизированию. Другой особенностью юношеской психики, по Пиаже, является ориентация мышления на категорию возможности, которая проявляется в своеобразном эгоцентризме юношеского мышления. К этому периоду осуществляется последняя фундаментальная децентрация – ребенок освобождается от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектам и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить. В этом возрасте, когда согласно Ж.Пиаже, окончательно формируется личность, строится программа жизни. Для создания же программы жизни необходимо развитие гипотико-дедуктивного, то есть формального мышления .
Л.С. Выготский, как и Ж.Пиаже, особое внимание обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления – овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. По словам Л.С. Выготского, функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте, в том числе и в изменениях, которые происходят в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазии». По данным исследований Бернштейна (1980г.) развитие в этом возрасте когнитивной способности – абстрагирования основывает способность старших подростков реконструировать личностные качества.
Л.С. Выгодтский отмечал также еще два новообразования возраста – это развитие рефлексии и на ее основе – самосознания (социальное знание, перенесенное внутрь). СО-знание означает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание – это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления.
Несмотря на то, что в этом возрасте начинает развиваться самосознание, нельзя говорить о его сформированности. Образ «Я» в этом возрасте еще не определен, диффузен, расплывчат, неустойчив.
В юности открытие себя как неповторимой индивидуальности неразрывно связано с открытием социального мира. Становятся элементы социально-нравственного или личностного самоопределения. Психологи именно самоопределение рассматривают как основное новообразование, итожащее раннюю юность. И.В. Дубровина, указывая на то, что самоопределение жизненное и личностное продолжается и в последующих возрастах, выделяет главное новообразование ранней юности – готовность к личностному и жизненному самоопределению.
Психологические исследования показали, что в старшем подростковом и юношеском возрастах происходит изменение временной перспективы, «для юноши главным измерением становится будущее». «Подросток пытается предвосхитить свое будущее, не задумываясь о средствах его достижения. Его образы будущего отличаются тем, что они ориентированы на результат, а не на процесс развития: подросток может живо, в деталях, представить свое будущее общественное положение, не задумываясь над тем, что для этого нужно сделать. Отсюда и характерная завышенность уровня притязаний, потребность видеть себя непременно выдающимся, великим».
С точки зрения биологического развития, период от 14-15 лет характеризуется завершением физического созревания. Большинство девушек и значительная часть юношей вступают в этот период уже постпубертатными.
Подростковый возраст является сензитивным к формированию ценностных ориентаций, поскольку становление мировоззрения и собственного отношения к окружающей действительности не возможно, без открытия того, что является ценным для личности.
Одним из центральных новообразований этого возраста является возникновение представления о себе как "не о ребенке"; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими .
Представления о центральном новообразовании в культурно-исторической концепции можно соотнести с представлениями Э. Эриксона об идентичности.
Другое о педагогике:
Особенности формирования ответственности у детей «группы риска»
Каждому из родителей хотелось бы, чтобы их ребенок вырос ответственным человеком, способным отвечать за свои поступки. Конечно, чувство ответственности - это характеристика зрелой личности. Но закладывается оно именно в детские годы. Ответственность - это положение, при котором человек отдает полны ...
Структура учебной дисциплины "Теория и методика физического
воспитания"
Система знаний в области теории и методики физического воспитания постоянно развивается, дополняется, дифференцируется и интегрирует. Рассматривая дифференциацию науки с выделением самостоятельных дисциплин теории спорта, лечебной физкультуры, физической реабилитации, можно говорить также об интегр ...
Влияние типологии семей на воспитание детей: типы семейного воспитания
Если говорить о родительской позиции, о стиле поведения, то можно сказать о типах матери и отца. Типологию матерей выделяет А.Я. Варга: "Спокойная уравновешенная мама" – настоящий эталон материнства. Она всегда все знает о своем ребенке. Чутко реагирует на его проблемы. Вовремя приходит н ...