Дискуссия как метод формирования нового экологического мировоззрения

Педагогическая теория » Формирование нового экологического мировоззрения на уроке экологии и биологии » Дискуссия как метод формирования нового экологического мировоззрения

Страница 4

• Здесь главная достопримечательность - аризема амурская. Это редкое многолетнее травянистое растение из семейства ароидных, или аронниковых. В зависимости от сезона года рассказывается об однодомности этих растений или значении яркой окраски ягод, об экологической адаптации, строении подземных органов и др.

• Остановка в старых посадках актинидии. Первые культурные посадки актинидии коломикта сделаны научным сотрудником ГТС А.А. Титляновым. В ходе рассказа совершается экскурс в историю ГТС. Не менее важным объектом для внимания экскурсантов является экзотичное трехствольное дерево березы Шмидта - реликт и эндемик Дальнего Востока.

• Ландышевая поляна. Микрогруппировка ландыша располагается на южном склоне. При рассказе делаем упор на экологию этого вида. Южные склоны характеризуются высокой инсоляцией, дефицитом влаги, маломощными почвами. Это не очень подходящие условия для ландыша. Но в данном случае природа обеспечила оптимальные условия для произрастания растения: участок склона характеризуется не слишком большой крутизной, на нем образовалась небольшая выемка, где скапливается, опади более влажно. Все это способствовало разрастанию ландыша.

Для того чтобы научная информация воспринималась с большим интересом, ее следует дополнить легендами и мифами о встречающихся растениях, об истории их названий, практическом использовании.

Обустройство тропы. Проект предусматривает обустройство экологической тропы, не только повышающее ее информативность, но и способствующее эмоциональной разгрузке. Обустройство включает в себя создание мест для отдыха, установку информационных щитов и других наглядных пособий. Наиболее совершенный вариант учебно-познавательной экологической тропы — сочетание ее с учебным кабинетом природы. Кабинет природы — это небольшое помещение в начале или в конце тропы, где с помощью современных средств обучения посетители могут получить дополнительную экологическую информацию, труднодоступную для наблюдения при кратковременном маршруте.

Наиболее важный прием при обустройстве тропы - установка информационных щитов. Они не только расширяют информативность тропы, но и позволяют ее посетителям самостоятельно, без экскурсовода проходить по маршрутам. Информационные щиты могут быть различной тематики, их можно периодически менять, а можно сделать универсальными (например, установить серию щитов, посвященных жизненным формам растений). На тропе обязательно размещают входной аншлаг, схему маршрутов и правила поведения.

Входной аншлаг — своеобразные ворота учебной тропы. На нашей тропе его предполагается установить в начале маршрута. Он содержит такие слова: «Мы дарим вам эту тропу, чтобы вы могли увидеть сами и рассказать своим друзьям об этом лесе, о том, из чего он состоит и как живет. Мы так хотим, чтобы по этой тропе, вы почувствовали огонек желания сохранить его от любой порчи. Пожалуйста, любите наш лес».Ниже аншлага — схема маршрутов, рядом - щит, информирующий посетителей о правилах поведения на тропе.

Правила поведения на экологической тропе:

1.Ни в коем случае не сходить с тропы!

2.Не мешайте жить лесным обитателям — проходите без лишнего шума.

3.Нельзя срывать любые растения, а не только редкие и исчезающие.

4.С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и фотоснимки, творческий подъем и вдохновение.

5.На тропе разрешена охота только на комаров и клещей.

6.Курить и разводить костры можно только в специально обозначенных местах.

7. Не сорите на тропе — вы не последние ее посетители

8. Не надо портить оборудование тропы — оно вам пригодится еще не раз!

Несколько информационных щитов располагаются на точках. Они расскажут о различных жизненных формах растений (деревья и кустарники, лианы, травы). Один из информационных щитов расскажет об экобиоморфах дуба (см. 2 и 3).

Там, где маршрут тропы близко подходит к местам произрастания редких и краснокнижных видов, для удовлетворения любознательности посетителей и сохранности этих растений обычно рядом с тропой организуют специальные геоботанические площадки. На тропе «Туленгут» предполагается заложить такую площадку и высадить на нее не только редкие и исчезающие виды, но и типичные для наших широт растения, не произрастающие в данной местности по каким-либо причинам.

Рис.2. Информационный щит «Жизненные формы растений: деревья и кустарники» на ЭП «Туленгут»: 21 вид деревьев: дуб монгольский, клены мелколистный зеленокорый, ложнозибольдов, бородчатый, липа амурская и маньчжурская, маакия амурская, граб сердцелистный, диморфант семилопастной, мелкоплодник ольхолистный, ильмы горный, долинный, березы даурская, белая, орех маньчжурский, трескун (сирень амурская), сосна густоцветковая, ясени маньчжурский, носолистный, осина; 19 видов кустарников: лещины маньчжурская, разнолистная, чубушник тонколистный, элеутерококки колючий, сидячецветковый, жимолости раннецветущая, золотистая, калины бурейская и Саржента, смородина Максимовича, леспедеца двуцветная, бересклеты малоцветковый, священный, крушина диамантская, рододендрон остроконечный, барбарис амурский, боярышник, бузина широко-листочковая, рябинник рябинолистный

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Восприятие метроритма
Методы осознания метроритмической организации звуков при записи представляют собой специфическую область восприятия и требуют особых приемов для усвоения. Звуковысотные и метроритмические соотношения в мелодии неотделимы и только их совокупность образует логику и мысль мелодии. Чаще всего встречают ...

Создание новой номинации
В русском языке очень часто нет однословного наименования для предмета или явления действительности: "лишь в некоторых случаях во взрослом языке находятся нужные слова, образованные с помощью других словообразовательных средств. Зачастую детское слово заполняет абсолютную лакуну, то есть попад ...

Методика обучения двигательным действиям, предусмотренных школьной программой
Обучение двигательным действиям начинается с I класса. По мере обучения от класса к классу количество двигательных действий увеличивается, а их биомеханическая структура усложняется. Изученные двигательные действия могут переходить в элементы других, более сложных двигательных актов, использоваться ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru