Дискуссия как метод формирования нового экологического мировоззрения

Педагогическая теория » Формирование нового экологического мировоззрения на уроке экологии и биологии » Дискуссия как метод формирования нового экологического мировоззрения

Страница 3

Маршрут 3 предназначен для экскурсий продолжительностью 3-5 ч. Он включает в себя все объекты маршрутов 1 и 2, а также дополнительные, характерные только, для этого маршрута. Информационная емкость его значительно выше, а значит, можно существенно расширить тематику проводимых экскурсий.

На каждом маршруте подобраны места (точки), где предусмотрены остановки для показа интересных объектов и рассказа о них. Таких точек на нашей экологической тропе 18. Приведем краткое описание нескольких точек-остановок.

Начало всех маршрутов. Здесь проводится вводная беседа. Рассказывается о целях и задачах экскурсии, даются инструкции по технике безопасности и правилам поведения на тропе, уточняются задания (если они есть), в нескольких словах описывается предстоящий маршрут.

• Располагается возле куртины аралии маньчжурской. Об этом виде и пойдет речь. В народе растение называют дальневосточной пальмой, так как она чем-то напоминает это субтропическое дерево. Экскурсовод наглядно демонстрирует экзотичность растения, рассказывает о его лекарственных свойствах, условиях произрастания, а также историю происхождения названий этого и других редких и необычных растений наших лесов.

• Эта точка располагается в верхней части склона северной экспозиции. Здесь можно не только показать одну из пробных площадей профиля, рассказать о работе ученых, но и познакомиться со многими типичными представителями приморских лесов. Все они: деревья - дуб монгольский, маакия амурская, липы маньчжурская и амурская, диморфант; кустарники - чубушник тонколистный, элеутерококк колючий, лимонник китайский; травы — подлесник красноцветковый, папоротники, вороний глаз, осоки, ландыш Кейске, аризема амурская, лесной мак весенний, купена, хлорант японский, василисник тычиночный, пионобратнояйцевидный - лишь небольшая часть растительного разнообразия приморских лесов. Учащимся необходимо знать не только редкие и экзотические растения своего края, но и типичных представителей растительного царства. Экскурсантам можно рассказать об условиях произрастания, лекарственных свойствах некоторых из перечисленных растений.

• Здесь экскурсанты знакомятся с дальневосточными лианами: актинидией коломикта, лимонником китайским, виноградом амурским. Это реликтовые растения наших лесов, имеющие ценные пищевые и лекарственные свойства. Могут выращиваться в культуре. Следует подробно рассказать об условиях их произрастания, плодоношении, жизненной форме «лиана».

• Осинник. 60—70 лет назад здесь был сильный пожар. Осина, как и береза, — порода-пионер. На гарях она появляется первой. И уже под ее пологом происходит развитие других растений. В данном случае древостой на участке состоит преимущественно из липы и осины, но уже видно, что особи последней старые, засыхают. Осина сменяется дубом, кленом, ясенем. Так происходит смена типа леса. Из года в год на «осиновом» участке в конце июня – начале июля появляются бесхлорофильные особи вертляницы одноцветковой. Показ этой диковины экскурсовод дополнит рассказом о других подобных растениях, о значении сапрофитного питания в жизнедеятельности биоценозов.

• Пойма ручья. Экскурсантам предлагается рассказ о влаголюбивой растительности. Видовое разнообразие этого участка очень богато и сильно отличается от вышерасположенных: недотрога обыкновенная, осоки, лабазник дланевидный, калужница болотная, какалия ушастая и копьелистная, папоротники, мхи - это только малая часть того, что обычно растет в поймах.

• Преобладающая растительность здесь сухие дубняки. Можно рассказать о чистых дубняках южного Приморья. Это вторичные леса, сформировавшиеся на месте хвойно-широколиственных в результате сведения последних. Интересно будет узнать и о самом дубе монгольском. Стоит подчеркнуть, что это реликтовый вид и, пожалуй, единственный среди всех реликтов, наиболее приспособленный к современному климату. Он сменил повсюду сосну густоцветковую и абрикос маньчжурский, с которыми сходен по экологическим требованиям. Весьма познавательным будет рассказ об экобиоморфах дуба монгольского, формирующихся в условиях разной влагообеспеченности.

• В этом месте экскурсовод рассказывает о редких и исчезающих видах наших лесов. Речь пойдет о самом молодом в ботаническом мире семействе орхидных, в частности о башмачках, и об исследованиях фотоценологов по их восстановлению. В заключение можно дать справку о других орхидных, произрастающих в окрестностях села Туленгут.

Весьма интересно для учащихся увидеть своеобразные разрастания побегов «ведьмины метлы», узнать, откуда они появляются. «Ведьмины метлы» — вирусное заболевание древесных пород или кустарников, характеризующееся образованием на небольшом участке ветви или ствола множества тесно скрученных, тонких, укороченных побегов в виде кустика, или метлы.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Технология ознакомления детей с натюрмортом
В старшей группе теме «Знакомство с изобразительным искусством» отводится одно занятие в месяц. Однако работа продолжается и в процессе самостоятельной художественной деятельности: в книжном уголке дети собирают художественные открытки, выкладывают книги с картинами знакомых им художников - иллюстр ...

Психолого-возрастные особенности младших школьников
Для того чтобы успешно решать поставленные задачи, учителю необходимо знать психологические особенности детей младшего школьного возраста. Дети этого возраста общительны и эмоциональны. Их отличает любознательность, острота и свежесть восприятия. В первую очередь они воспринимают то, что наглядно в ...

Функции процесса профессионального обучения
Социальная, педагогическая, психологическая сущность обучения наиболее полно и ярко проявляется в его практически целесообразных функциях. Среди них наиболее существенная – образовательная функция. Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru