Тему пленника можно рассматривать в разных классах на произведениях как классиков — А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, В. И. Даля, так и современных писателей (например, рассказ оренбуржца В. Маканина «Кавказский пленный», в котором отражены трагические стороны нашей действительности).
Сквозной темой для оренбургских школ является тема уральского казачества. Эту тему учитель начинает с писателей основного литературного курса А.С. Пушкина, В.Г. Короленко, но с произведений, не входящих в обязательный ряд, — «Истории Пугачева», очерков «У казаков», а затем уже на региональном уровне идут произведения В.И. Даля («Уральский казак»), М.Л. Михайлова («Уральские очерки»), В.П. Правдухина («Яик уходит в море»), П.И. Федорова («Синий шихан»).
Тема о жизни казачества тоже потребует читательских конференций (по одной какой-то книге или по ряду произведений), диспутов, дискуссий, возможно, с привлечением материала по проблемам и современного оренбургского казачества.
Вопросы на конференции по теме «Оренбургское казачество в русской литературе» могут быть такими:
1. История яицкого казачества, данная А.С. Пушкиным в «Истории Пугачева».
2. Участие оренбургских казаков в Пугачевском восстании (по произведениям А. С. Пушкина и В. Г. Короленко).
3. Портрет уральского казака, предложенный В. Далем в его физиологическом очерке «Уральский казак».
4. Уральское, оренбургское и илецкое казачество в изображении Короленко.
5. Быт и нравы уральских казаков и казачек (по очеркам М. Михайлова).
6. Жизнь и занятия казаков в XIX веке (по роману В.П. Правдухина «Яик уходит в море»).
7. Оренбургское казачество XX века, показанное П. Федоровым.
8. Современные произведения об оренбургском казачестве.
В образах-мотивах сложнее найти региональную основу. Образы дороги, ветра, дома могут быть связаны с различными местами России, хотя и эти образы способны приобретать локальные оттенки (допустим, дорога в Оренбургском крае находится в основном в степи, дом может быть городским, сельским и азиатской кибиткой кочевника и т.д.).
Образы-мотивы часто носят символический характер, и их понимание зависит от того, правильно ли определяют ученики литературное направление, к которому относится писатель, представляют ли они нарисованное автором художественное пространство, соотношение его с героями произведения.
В статье, предлагаемой учителю-словеснику, В.И. Чулков пишет: «Кажется, в «Горе от ума» уловлено и сформулировано представление о романтическом типе личности как принципиально бездомной, обреченной на бесконечный и безрезультатный поиск идеала-дома, идеала-убежища. Это бесконечное и беспрерывное движение, кружение в пространстве может быть осмыслено по-разному. Оно может предстать как движение духа, души, исполненной внутреннего беспокойства, как движение с единственным результатом — отточенным представлением об идеале и неизменным ощущением его необходимости, но оно же может обернуться и движением «пустым», без цели и смысла. Не случайно Грибоедов вводит в свою комедию иронически-сниженный образ «энтузиаста» Репетилова . Возможен и иной вариант интерпретации этой динамики кружения по заколдованному кругу, приравнивающий его к статике».
Автор статьи обращает внимание учителя на роль в комедии странствий Чацкого, выходящих за пределы сцены, дома Фамусова. Если ученики приучены в процессе изучения основного литературного курса видеть образы-мотивы дороги, дома, метели и др. в произведениях А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого и т.д., то учителю легко на региональном уровне работать с подобными образами. С другой стороны, учитель, занимающийся литературным краеведением, в младших классах может приучать школьников к этим образам на региональном уровне, начиная с местных авторов, современных произведений, что облегчит работу с образами-мотивами в старших классах по основному курсу. Кроме того, в региональном курсе учитель должен учитывать специфику края для выбора образов-мотивов. Например, для оренбургских школьников близки образы-мотивы степи, бурана. Еще Г. Р. Державин, живший в Оренбургском крае в детстве и не раз приезжавший позже, воспел оренбургские степи, первым сравнил степь с морем («Там степи, как моря, струятся, седым волнуясь ковылем»). Вслед за Державиным многие поэты, видевшие оренбургские степи, прибегали к этому сравнению. В начале XX века некоторые оренбургские поэты (например, Л. Исаков) создавали произведения о море, моряках, хотя близ Оренбуржья моря нет.
Другое о педагогике:
Методика исследования эффективности методов и средств народной педагогики в
практике семейного воспитания
В этом разделе мы уделим большое внимание практическим вопросам, таким как: - методика исследования эффективности методов и средств народной педагогики в практике семейного воспитания. анализ результатов исследования эффективности методов и средств народной педагогики. В исследовании участвовали 5 ...
Урок проверки и оценки знаний
Главная его цель – проверить качество и прочность знаний учащихся. Обычно он проводится после изучения отдельных разделов программы. На уроках этого типа не представлены в виде самостоятельных этапов такие части урока, как усвоение нового материала, закрепление, повторение, хотя все они в каких-то ...
Полимеры в решении сырьевой проблемы
Человеческое общество по мере своего развития входит во все большую зависимость от сырьевых ресурсов окружающей среды. Масштабы потребления некоторых веществ минерального происхождения уже приближаются, а в будущем могут превысить естественные возможности природы. Совершенно новые перспективы в пла ...