Работа над пугачевской темой от класса к классу должна усложняться. В VIII классе проводится посильное для учащихся текстуальное сопоставление произведений Пушкина и Крюкова, делаются наблюдения над сюжетами, композицией произведений, образами, историей создания произведений и воплощением писателями замыслов. В IX классе учащиеся оценивают художественную значимость произведений, определяют принадлежность автора к тому или иному литературному направлению.
В XI классе прослеживаются особенности раскрытия пугачевской темы в русской литературе в разные эпохи. Сделать это можно на уроке, проведенном в форме читательской конференции или диспута, особое внимание уделив произведениям Пушкина, Есенина, Короленко. Предлагаемые вопросы для такого урока:
1. Что привлекало писателей в Пугачеве и Пугачевском восстании?
2. С какой целью В. Г. Короленко проехал по тем же местам Оренбургской губернии, что и А. С. Пушкин?
3. Как вы объясните, почему мнение оренбуржцев о Пугачеве и в году, как выяснил Короленко, осталось таким же, каким было при Пушкине?
4. Почему Пугачевское восстание произошло в Оренбургском крае? Есть ли какие-то размышления об этом у писателей?
5. Какова оценка русского бунта, данная Пушкиным и другими писателями?
6. Как решают писатели проблемы «человек и история», «человек и власть», «человек и свобода»?
7. Какие художественные достоинства вы можете отметить в произведениях писателей, писавших о Пугачеве и Пугачевском восстании?
Одной из сквозных тем в русской литературе, вызывающих живейший интерес у учащихся, к сожалению, ставшей злободневной в наше время, является тема пленника («Кавказский пленник» Л. Толстого с увлечением читается учениками еще младших классов). Возможность рассмотреть взаимоотношения людей разных национальностей, сложные пути поисков взаимопонимания друг друга дают произведения на эту тему.
В региональный компонент оренбургских школ включается лирика поэтов пушкинской поры — П.М. Кудряшева, А.П. Крюкова, О.П. Крюковой. У каждого из этих поэтов есть произведения, рисующие жизнь в неволе, страдания пленников, похищенных из родных оренбургских мест кир-гиз-кайсаками. П. Кудряшев в стихотворении «Сетование киргиз-кайсацкого пленника» передает тоску и печаль пленника, надежду на освобождение из неволи казаками:
Где милый край, Урала брег, Мой светлый рай, Страна утех?
Я пленник твой, Злодей кайсак! Спеши, герой, Спеши, казак!
Своеобразный сюжетный поворот в раскрытии темы пленника предлагает А. Крюков в балладе «Каратай», главным героем которой является киргиз-кайсак, попавший в «плен любви» к своей пленнице и страдающий от холодности своей избранницы:
Но безвестно сожаленье, Дева русская, тебе: Ты являешь лишь презренье К Каратаевой судьбе! Ты на родину стремишься Грустной мыслию своей; Там ты счастьем насладишься, Будешь жить,., а сын степей, Позабытый, одинокий, Будет слезы проливать, И за горы, в край далекий Взор печальный устремлять!
Героев разлучает не только географическое, но и социальное и культурное пространство.
Известно, что «Кавказский пленник» А.С. Пушкина породил множество подражаний. Одним из них является стихотворная повесть О. Крюковой «Донец». В произведении «Донец» речь идет об оренбургском казаке, выходце с Дона, попавшем в плен к киргизам, и о девушке Анюте, ждущей своего любимого. В Анюту влюблен урядник, который отправляется на поиски донца. Рассказ о поисках урядника сопровождается романтическими описаниями оренбургских мест и на их фоне степных удальцов:
Уже глубокий мрак природы
Сменился утренней зарей.
И дикие Илека воды
Оделися туманной мглой.
В степи бесплодной и угрюмой,
Как в усыпленьи, все молчит.
И лишь порою ветер шумный
Камыш пустынный шевелит.
Вилась тропа Илека брегом,
По ней в одежде боевой,
Как вихорь, на коне свирепом
несется всадник удалой.
Это произведение дало возможность П.И. Шаликову, редактору «Дамского журнала», где были опубликованы многие произведения О. Крюковой, назвать восемнадцатилетнюю поэтессу «Пушкиным своего пола».
Из прозаических произведений, показывающих жизнь человека на чужбине, можно взять рассказ В. Даля «Осколок льду» (основанный на рассказах русских пленных), где речь идет о пленении казачки Красногорской крепости Марии Чернушкиной, в четырнадцатилетнем возрасте похищенной киргиз-кайсаками, и об освобождении ее из плена благодаря счастливой случайности. В. Далю, как чиновнику особых поручений при оренбургском губернаторе В. А. Перовском, приходилось заниматься проблемами освобождения русских людей, захваченных хивинцами. В связи с частыми набегами хивинцев на территорию Оренбургского края и для освобождения томящихся в плену русских В. А. Перовский даже совершил Хивинский поход, в котором участвовал В. Даль. Это позволило писателю ввести в рассказ множество деталей из реальной действительности, дающих яркую картину жизни русских в плену.
Другое о педагогике:
Основные направления логоритмической работы с детьми с ОНР
В соответствие с результатами проведенного исследования основными направлениями логоритмического воздействия могут являться следующие: формирование психологической базы движения, формирование двигательной сферы и формирование музыкально-ритмической сферы. Формирование психологической базы движения ...
Роль учащихся в выполнении проекта
Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. ...
Модели подготовки специалистов по социальной работе
Организация подготовки и переподготовки кадров различной квалификации имеет в нашей стране давние и прочные традиции. Начиная с XVIII в. развивается университетское и институтское образование, затем среднее специальное образование. Естественно, что подготовка по новой специальности, а тем более так ...