В начале 60-х годов XIX века в учебных заведениях Российской империи отменили телесные наказания. Были предположения, что следом за ними должна уйти и школьная оценка. Дебаты по этому поводу, периодические попытки работать без оценок длились полвека. За это время был накоплен уникальный педагогический опыт (идеи, аргументы, эксперименты), который не утратил актуальности и в наше время, особенно в свете реформ, которые задевают школьную и университетскую оценки.
Одним из выдающихся событий поиска решения педагогических проблем, связанных с оценкой были педагогические слушания по этим вопросам в Петербургском педагогическом товариществе 1873г. В обсуждении проблемы баллов взяли участие лучшие педагоги северной столицы империи.
В январе 1873 г. на одном из заседаний Петербургского педагогического товарищества известный педагог К.К. Сент-Илер предложил коллегам обговорить 7 вопросов о школьных оценках, главный из которых: "Нужно ли успехи учеников выражать цифрами?" Начатые им дебаты длились больше года. Вопросы, которые обговаривались, волновали общество того периода и педагогов. Основная дискуссия "крутилась" вокруг вопроса: нужна ли школьная оценка или нет? Эта дискуссия позволила рассмотреть разные аспекты школьной оценки, ее сильные и слабые стороны, вариативность разных систем баллов. В ходе обсуждения члены Педтоварищества разделились на две противоположные стороны. Большинство были против школьной оценки. Меньшинство с ними не соглашались. Долгая дискуссия закончилась ничем. Решение по данному вопросу так и не было принято. Еще полвека вопрос о школьной оценке оставался открытым.
Говоря о баллах, К.К. Сент-Илер обратил внимание на то, что "проследить их исторический опыт довольно сложно". Считается очевидным, что уже первые учителя похвально или негативно, с более или менее педагогическим тактом отзывались о знаниях, способностях, старательности и других качествах своих учеников. В ходе индивидуальных занятий с учениками учитель ограничивался сжатыми или детальными устными характеристиками хода занятий и успехов воспитанника. Но когда появился класс и в нем до полусотни учеников, без оценки уже было тяжело.
Самой древней системой балов в Германии была та, которая имела только три оценки: хорошую, среднюю и плохую. Эти оценки условно делили класс на три группы и указывали, к какой именно надо отнести того или иного ученика. Большинство учеников относились к средней группе, поэтому со временем появились еще две оценки именно для раздела этой основной самой многочисленной группы на подгруппы. Так зародилась пятибалльная система.
Постепенно баллы перестали быть разрядом, номером группы, к которой учитель относил ученика, и превратились в оценку его успехов в обучении. Такой взгляд на баллы установился под влиянием 12-балльной системы оценок немецкого педагога XVIII века И.Б. Базедова. В основу его деятельности были положены идеи Ж.Ж. Руссо и собственные педагогические взгляды. В учебном заведении ученикам за хорошие успехи в обучении и образцовое поведение ставили точки похвалы. По числу этих точек определяли успех учеников и набор льгот, которые в связи с этим они получали. Екатерина II проявляла большой интерес к педагогической деятельности И. Б. Базедова. При ней взгляды немецкого педагога на школьную оценку получили распространении и в России. Вместо неограниченного количества точек, в России ввели определенную ограниченную норму – 12 (дюжину). Потом начали ставить от единицы до двенадцати и за конкретный ответ.
В начале второй половины XIX века в России в разных типах средних учебных заведениях параллельно сосуществовали пятибалльная и 12-балльная системы оценок. Кроме того, в начальной школе, учительских учебных заведениях, некоторых новаторских средних школах баллов вообще не было (например, в гимназиях Гавловского, Спешневой, Оболенской, позднее – Стюининой в Петербурге, некоторых других).
В разных учебных заведениях и в разных странах использовали двухбалльную (зачтено, не зачтено), 60- балльную, 100-балльную системы. В некоторых случаях вместо цифровых баллов использовали сжатые ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно", "абсолютно неудовлетворительно" или "плохо") или развернутые словесные характеристики. Во французской школе практиковалось установление определенного рейтинга среди учеников: первый ученик класса или по какому-то предмету; второй, третий.… В ряде заграничных католических женских школах для привлечения учениц использовали разные ленты, жетоны. А в десятках российских школах существовали красные и черные доски уважения и унижения фамилий лучших и худших учеников.
Другое о педагогике:
Исследование уровня сформированности мышления младших школьников в процессе
обучения математике
Опытно-экспериментальная работа выполняет в педагогическом исследовании ряд функций. В ней аккумулируется фактический материал, изучение которого подводит к выделению эмпирических закономерностей, позволяет сформулировать научные предположения, которые затем обосновываются или опровергаются как с и ...
Основные направления деятельности Муниципального
учреждения дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей» г. Оренбурга
Деятельность педагогического коллектива МУДОД «ЦЭВД», являясь личностно-ориентированной, направлена на сохранение и обеспечение целостности воспитательно-образовательного процесса, на последовательное расширение поля социализации на основе выбора личности многообразия видов деятельности, на основе ...
Зависимость становления педагогической позиции воспитателя от уровня
развития педагогических способностей
Становление педагогической позиции современного воспитателя во многом зависит от развития у него педагогических способностей. Педагог – не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи цель педагогического об ...