Каждый человек является индивидуальным природопользователем. Его экологическое поведение в природной среде чаще всего реально связано с добыванием тех или иных материальных продуктов, «даров природы». Практически вся «широта» такого рода деятельности представлена в строке из некогда популярной песенки: «В Подмосковье ловятся лещи, водятся грибы, ягоды, цветы. Лучше места в мире не ищи .». В процессе экологического образования целесообразно сформировать у школьников как стратегии «бережной» добывающей деятельности, так и соответствующие адекватные «ресурсосберегающие технологии». Главное стратегическое положение добывающей деятельности заключается в преодолении широко распространенных экологических установок типа: «Природа не обеднеет», «На мой век хватит» и т. д. Основным психологическим контекстом такой деятельности должна стать радость от встречи с миром природы, отношение к его «дарам» как к удивительным и чудесным природным творениям. В процессе добывающей деятельности очень важно ставить соответствующие познавательные и эстетические педагогические акценты.
Сбор грибов – уникальное по увлекательности занятие, позволяющее в полной мере реализовать охотничий инстинкт человека. Это занятие позволяет педагогу органично «подставлять» познавательную мотивацию вместо узко прагматической.
В процессе экологического образования учащиеся могут овладеть также методикой составления карты грибов, наблюдения за динамикой их роста, способами закладки грибных плантаций, приемами заготовки, искусством грибной кулинарии и т. д.
В содержательном плане стратегия и технология сбора ягод (земляника, малина, черника и др.) во многом аналогичны тому, что говорилось о грибах. В отношении ягодных растений могут быть рассмотрены все указанные аспекты. Для примера отметим только одно принципиальное отличие в стратегии сбора. Если при сборе грибов лучше оставлять самые маленькие из них (их практически невозможно отделить от грибницы, не повредив ее), то, собирая ягоды, экологически целесообразно оставлять самые крупные, так как в них созревают «крупноплодные» семена. Можно даже специально собирать крупные ягоды для закладки в лесу новых ягодных плантаций.
Хотя занятие рыбной ловлей, как лишающее жизни природные объекты, противоречит принципам экологической психопедагогики, его огромная популярность требует уделения внимания в процессе экологического образования. К счастью, рыбалка в большинстве случаев рассматривается школьниками не с прагматических, а с эстетических и познавательных позиций. Экспериментально установлено, что степень непрагматического отношения к миру природы у активных рыболовов-любителей выше, чем в среднем на выборке сверстников.
Педагогически целесообразно формировать у юных рыболовов следующую стратегию – поймать крупную рыбу на тонкую изящную снасть; ловить не все, что попадется на крючок, а ту рыбу, которую задумал поймать заранее – изучил ее образ жизни и местообитание, подготовил соответствующую снасть и насадку и т. д. Целесообразно привлекать школьников-рыболовов к участию в международном рыболовном движений за выпуск пойманной рыбы. Следует отметить, что в некоторых школах Германии рыболовство преподается как учебный предмет (в том числе и для девочек). Есть такая школа и в Москве.
В процессе экологического образования целесообразно включить также освоение технологий сбора лекарственных растений, фотоохоты, полевого определения различных природных
Другое о педагогике:
Характеристика этапов подготовительной работы по написанию сочинения по
картине
Здесь мы рассмотрим подробную характеристику этапов подготовительной работы по написанию сочинения, которая играет большую роль, как для написания сочинения, так и для успеха сочинения, как упражнения для развития речи учеников. Рассматривание картины и ее анализ. Один из важных этапов в работе с к ...
Характеристика деятельности детского сада в г. Алматы №53
Главная задача детского сада №53 состоит в том, чтобы устранить противоречия и создать детский сад, объединяющий, прежде всего, родителей-единомышленников, объединяющий мам и пап, одинаково отвечающих на вопросы о том, что такое хорошо и что такое плохо. Основные принципы касаются следующих моменто ...
Понятийно-категориальное пространство проектной деятельности
Термин "чтение" употребляется в разных значениях: в узком смысле – это формирование навыка чтения, овладение техникой чтения; в широком – техника чтения и плюс понимание прочитанного ("Методика обучения чтению"). Навык – автоматизированное действие, вырабатывающиеся в результате ...