Методические рекомендации для повышения уровня ответственности детей группы риска

Педагогическая теория » Технология развития ответственности у детей группы социального риска » Методические рекомендации для повышения уровня ответственности детей группы риска

Страница 6

Ответственность у человека формируется в школьные годы, а именно в младшем школьном возрасте. Насколько развита будет ответственность у ребенка в этом возрасте, настолько серьезно он будет в будущем относится к поставленным перед ним задачам, окружающим его людям, событиям. Уровень развития ответственности у человека напрямую связан с отношением к нему окружающих, доверием и уважением. Поэтому основная задача школы и родителей воспитать в ребенке чувство ответственности за все что он делает, за все, что должен сделать.

Уже в младшем школьном возрасте ребенок должен четко дифференцировать такие понятия как «хочу» и «должен». Учащимся младших классов еще довольно трудно это делать, так как у них нет ни жизненного опыта, ни ситуаций, в которых «хочу» и «должен» вступали бы яростный конфликт. До того времени, когда ребенок пошел в школу, за него все решали родители, ответственность как бы переносилась с личности ребенка на личность родителя. И только в школе потребность в самоконтроле, ответственности и силе воли становится перед ребенком, и он, в свою очередь, должен поступать и вести себя, как того требуют обстоятельства, он должен самостоятельно «загонять» себя в рамки и контролировать. Для ребенка, только что поступившего в школу, это очень трудно, и эта трудность, скорее, основана на непривычке нести ответственность и непонимании надобности этой ответственности, нежели на нехотении быть ответственным.

Детям «группы риска» характерно слабо развитое чувство ответственности за свои поступки и это подтверждает наше исследование: в первом случае (результаты по опроснику для родителей) преобладает средний уровень ответственности. Это может свидетельствовать о том, что в младшем школьном возрасте ответственность находится на определенном этапе формирования, т.е. она еще не является до конца сформированным, устойчивым качеством. А по результатам экспериментальной ситуации преобладает низкий уровень ответственности и чуть в меньшей степени высокий уровень ответственности. Это можно объяснить тем, что экспериментальная ситуация определяет уровень ответственности ребенка в данном, конкретном случае, причем прежде всего с точки зрения поведенческого критерия ответственности. Т.е. дети, имеющие средний и низкий уровень сформированности ответственности выполнили экспериментальное задание позже указанного срока или с какими-либо недостатками, или совсем его не выполнили, а дети, имеющие высокий уровень сформированности ответственности выполнили задание в срок, качественно и в необходимом количестве. Что же касается опросников, то можно сказать, что они определяют ответственное поведение ребенка в его жизнедеятельности в целом, т.е. комплексно охватывают данное свойство личности.

Ответственность хороша, когда ребёнок разумно к ней подходит, когда может дифференцировать ситуации, а этому ребёнка должен научить старший. Родитель, воспитатель или педагог в процессе общения с ребёнком, в процессе его воспитания передаёт ему свой жизненный опыт.

Итак, способность ребенка быть ответственным, адекватно реагировать на ситуации всецело зависит от воспитывающих его людей. Поэтому разработаны методики, которые воспитателям следует использовать в своей работе с детьми, для развития ответственности у детей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Другое о педагогике:

Сущность коммуникативной компетенции и её структура
Концепция модернизации российского образования определяет новые социальные требования к формированию жизненных установок личности. Происходит переориентация оценки результатов образования с понятия «компетенции» обучающихся. Коммуникативная направленность обучения является основной стратегией гуман ...

Школа Ямбурга
Официальное название этого государственного среднего учебного заведения - Центр образования N 109 г. Москвы. А неофициальное, на котором лежит печать личности, укладывается в два слова. За прошедшие годы ее директор стал доктором педагогических наук, заслуженным учителем РФ, членом-корреспондентом ...

И.Г. Песталоцци о принципе природосообразности
В отличие от своего предшественника Яна Коменского, стремившегося научить «всех и всему» И.Г. Песталоцци исходил из природосообразности обучения, согласованности его с возможностями ученика. Вероятно, это связано с тем, что он имел возможности сравнивать учебные результаты детей из обеспеченных и б ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru