Работа по повышению уровня ответственности должна проходить по двум направлениям:
1) формирование представлений детей об ответственности;
2) упражнение, тренировка в проявлении ответственности.
Занятия с детьми рекомендуется проводить через день в течение 3 месяцев на базе реабилитационного центра. Формой проведения коррекционных занятий стала игра. Введение игры несёт большую смысловую нагрузку:
Игра интересна детям, что обеспечивает вовлечение в эксперимент всех учащихся, поддерживает их желание посещать занятия.
Игра предполагает постановку чётких, ясных ребёнку целей и вариативность их достижения.
Время игры, её продолжительность устанавливают сами дети, что исключает давление со стороны взрослых.
Игра предполагает разумное соревнование и каждый её участник не чувствует себя проигравшим.
В игре каждый её участник имеет возможность совершить рискованное действие, и его последствия не отражаются на результатах учебы.
В игре не ограничивается, а только поощряется рост участников.
В игре каждый может отличиться, показать свои знания и умения.
На последних занятиях осуществляется перенос приобретённых в игре навыков в школьную учебную деятельность: сначала с помощью организации дежурства детей на переменах, затем через систему поручений, непосредственно связанных с учением.
1 этап - формирование представлений об ответственности.
Задачи:
- формирование представлений о содержательной и социальной значимости существующих в обществе норм;
- выработка личного отношения к существующим нормам;
- развитие умений анализировать поступки людей и свое собственное поведение, формирование самооценки ответственности.
На занятиях рассматриваются темы, близкие и понятные детям: «Семья», «Профессии». Дети, анализируя отношение членов семьи друг к другу, отношение представителей разных профессий к выполняемой работе, приходят к выводу, что такое «долг», «обязанность», «ответственность», приводят примеры ответственного и безответственного поведения. Большое внимание уделяется анализу собственных поступков учащихся.
Занятие 1.
Задачи:
- выявить отношение к нравственным нормам, определяющим сущность волевого качества «ответственность»;
- способствовать формированию представлений об ответственности через понятия «долг», «обязанность» по отношению к членам своей семьи.
Наибольший опыт взаимодействия с людьми ребёнок приобретает в семье. Поэтому целесообразно провести знакомство с понятием «ответственность» через систему обязанностей между членами его семьи. Для занятия потребуется книжка-раскраска «Моя семья» и набор цветных карандашей. Книжка-раскраска представляет собой чистые листы с надписями: «Кто ходит в магазин? Кто помогает нести покупки?», «Кто кладет игрушки на место?», «Кто выносит мусор?», «Кто готовит обед?», «Кто убирает комнату?", «Кто провожает вас в школу?» К книжке могут прилагаться готовые портреты всех членов семьи, которые необходимо раскрасить и приклеить на нужную страницу. В конце книжки имеется таблица с колонками: «Члены моей семьи», «Профессия», «Обязанности».
Занятие начинается с работы над книжкой-раскраской. Готовая книжка помогает ребёнку представить всех членов своей семьи, перечислить их обязанности. Экспериментатор задаёт вопросы: «Что делает папа, чем занята мама? Чем обычно занят ты?» и др. Дети перечисляют домашние обязанности всех членов семьи, отмечают свои обязанности. Делают вывод, что:
обязанность - это определённое обязательство перед другими выполнить посильную работу;
обязанности возлагаются на человека либо по его инициативе, либо по договоренности с другими членами семьи;
обязанности позволяют распределить работу, сэкономить время каждого члена семьи;
обязанности выполнять не всегда легко, но необходимо, так как от одного члена семьи зависит благополучие других;
все члены семьи ответственны друг перед другом за выполнение своих обязанностей.
Проводится беседа, всегда ли дети выполняют свои обязанности, или им приходится постоянно о них напоминать? Рассуждают о том, что произойдёт, если один из членов семьи забудет выполнить свои обязанности (пример безответственного поведения). Занятие завершается тем, что дети ещё раз отмечают, что во многих случаях существует разница между их желаниями и тем, что необходимо делать, между «хочу» и «должен». Человек выбирает сам, как ему поступить. Но он должен думать не только о себе, но и о тех, кто находится рядом.
Если учитель считает, что полученные детьми знания необходимо закрепить, можно провести игру «Идём в поход». Дети делятся на две группы. Это две семьи, решившие отдохнуть и отправиться в поход. Распределяются роли всех членов семьи. Разыгрывается ситуация подготовки к походу. Экспериментатор объясняет, что для того, чтобы отправиться путешествовать, требуется длительная подготовка. Необходимо заранее распределить обязанности между всеми членами семьи, чтобы поход прошёл организованно. Кто-то заготавливает продукты, кто-то готовит рыболовные снасти, кто-то пакует вещи и палатки и др. На доску прикрепляются листочки с изображением «важных и необходимых дел». Экспериментатор может усложнить задачу, отметив только некоторые дела, необходимые для выполнения, и дать детям возможность самостоятельно распределить обязанности. Две «семьи» независимо друг от друга начинают готовиться к походу. Под картинками с изображениями членов семьи они отмечают поручаемые им дела. Это также можно сделать с помощью рисунков.
Другое о педагогике:
Общее понятие о творчестве дошкольников и его значении
Деятельность человека состоит из двух основных её видов: воспроизводящая, репродуктивная - это деятельности, при которой не создаётся ничего нового, её основой является более или менее точное повторение того, что уже было создано. И творческая - это деятельность, при которой создаются новые образы ...
Основы индивидуального подхода на занятиях по развитию речи в средней группе
детского сада
Как мы уже говорили, индивидуальный подход к детям имеет огромное значение особенно на занятиях, однако только в связи со всеми принципами воспитания и обучения дошкольников. Принципы дошкольного обучения. Принцип воспитывающего обучения Правильно организованный процесс обучения влияет на формирова ...
Развитие мальчиков и девочек в подростковом
возрасте
Первый кризис, возникающий в младшем подростковом возрасте – физический кризис. Он проявляется в ускоренном росте конечностей в длину. Сначала руки, потом ноги. Дети становятся долговязыми. Отставание темпов роста туловища и, как следствие этого, замедление роста сердца и легких, т.е. наблюдается к ...