Каждому из родителей хотелось бы, чтобы их ребенок вырос ответственным человеком, способным отвечать за свои поступки. Конечно, чувство ответственности - это характеристика зрелой личности. Но закладывается оно именно в детские годы.
Ответственность - это положение, при котором человек отдает полный отчет в своих действиях и принимает на себя вину за последствия в исходе порученного дела, в выполнении каких-нибудь обязанностей, обязательств. Ответственный человек осознает себя как причину совершаемых им поступков, он инициирует изменения в собственной жизни и готов отвечать за то, к чему они приведут.
Детям «группы риска» характерно слабо развитое чувство ответственности за свои поступки.
В качестве составляющих компонентов ответственности выступает целый ряд других качеств и умений личности. Среди них честность, справедливость, принципиальность, готовность отвечать за последствия своих действий. Названные качества не могут реализоваться успешно, если у человека не развиты эмоциональные черты: способность к сопереживанию, чуткость по отношению к другим людям. Исполнение любой обязанности требует проявления других волевых качеств: настойчивости, усердия, стойкости, выдержки. Таким образом, ответственность проявляется не только в характере, но и в чувствах, восприятии, осознании, мировоззрении, в разных формах поведения личности.
Большой круг исследователей рассматривает ответственность, как устойчивую характеристику субъекта, стабильную черту личности. В младшем школьном возрасте это качество находится в процессе формирования. Этот процесс зависит от того, как развивается и усложняется деятельность ребенка (игра - учение - труд), какая деятельность в настоящий момент является ведущей, как изменяется место, занимаемое им в системе общественных отношений. Поэтому об ответственности младшего школьника можно говорить как об относительно устойчивом качестве, проявляющемся на уровне привычки, эмоционального порыва или на уровне сознательно-волевой напряженности. Целесообразно рассматривать проявление ответственности у младших школьников отдельно в разных видах деятельности.
Среди показателей ответственности младшего школьного возраста К.А.Климова выделяет: осознание ребенком необходимости и важности выполнения поручений, имеющих значение для других; направленность действий на успешное выполнение порученных заданий (ребенок вовремя приступает, старается преодолеть трудности, доводит дело до конца и др.); эмоциональное переживание задания, его характера, результата (доволен, что дали серьезное поручение, беспокоится за успех, испытывает удовлетворение от сознания успешного выполнения, переживает оценку других и т.п.); осознание необходимости держать ответ за выполнение порученного дела.
В качестве основных критериев проявления ответственности в учебной деятельности, по мнению М.В.Матюхиной и С.Г.Яриковой, могут выступать: умение выполнять требования учителя сразу и до конца; умение планировать и организовывать свою деятельность; умение проявить самостоятельность на уроке и в подготовке домашних заданий; умение дать нравственную оценку своего поведения и поведения товарищей; проявление положительного отношения к учению и требованиям учителя, получение удовлетворения от преодоления трудностей в учении; применение волевых усилий при выполнении задания и др. Ответственный ученик понимает социальные ценности учения, проявляет критичность в оценке своего отношения к учению, своего поведения, своих личностных качеств, умеет признавать свои ошибки, правильно истолковать их причины.
Для изучения ответственности младшего школьника можно использовать различные методы и методики.
1. Изучение представлений об ответственности. Чтобы выявить, как младшие школьники осознают понятие «ответственность», какого ученика они считают ответственным, психологи советуют провести опрос:
Как ты понимаешь, что такое ответственность?
Какого ученика ты бы назвал ответственным?
Назови самых ответственных ребят в классе. Почему?
Назови самых безответственных ребят в классе. Почему?
Учитель фиксирует ответы и делает вывод, насколько правильно ученик понимает значение этого слова, умеет ли он оценить проявление ответственности у своих сверстников. Исследования показывают, что младший школьник недостаточно осознает, что такое ответственность, ответственный человек. Для многих учащихся начальных классов слово «ответственность» выступает синонимом для других качеств личности (хороший, умный).
2. Изучение самооценки ответственности. Методика, разработанная М.В. Матюхиной, С.Г. Яриковой, позволяет определить, как ученик оценивает свою личную ответственность. Предлагается инструкция: «Внимательно прочитай утверждения и подчеркни то, которое описывает тебя».
Я очень ответственный ученик.
Я ответственный, но не всегда.
Я не очень ответственный.
Я безответственный.
Далее учитель просит ребенка объяснить, почему он выбрал то или иное утверждение. Было выявлено, что младшему школьнику достаточно сложно отделить свой конкретный поступок от образа себя в целом: «Я хорошо решил задачу, поэтому я ответственный», «Вчера я сделал уборку в своей комнате, и меня похвалила мама», «Я безответственный, потому что потерял тетрадь по математике». Очень редко дети отвечают: «Я не всегда ответственный, потому что одни дела я делаю так, как нужно, другие не всегда хорошо».
Другое о педагогике:
Мотивация учебно-производственной деятельности учащихся
Мотивация доступна наблюдению мастеру п/о. Ее довольно легко обнаружить по отношению учащегося к учению и труду. Изучение учащихся будет более целенаправленным, если проводить наблюдения мотивационного состояния учащихся на уроке п/о по следующим признакам: 1. Характер деятельности учащихся в проце ...
Организация обучения по развитию креативных способностей школьников
средствами творческих заданий в учебном процессе
Сущность педагогического творчества часто трактуют как процесс решения бесчисленного множества задач в постоянно меняющихся обстоятельствах, а это значит, что педагогическая деятельность является творческой по своей сути. Многие педагоги, ученые считают, что преподавание есть искусство, а не ремесл ...
Структура учебной дисциплины "Теория и методика физического
воспитания"
Система знаний в области теории и методики физического воспитания постоянно развивается, дополняется, дифференцируется и интегрирует. Рассматривая дифференциацию науки с выделением самостоятельных дисциплин теории спорта, лечебной физкультуры, физической реабилитации, можно говорить также об интегр ...