И вот, когда под угрозой оказывается какой-либо «неэкономический» природный объект, который, тем не менее, вызывает симпатии людей (то есть представляет для них психологическую, духовную ценность), ученые буквально пускаются на хитрости, чтобы доказать его экономическое значение, ведь только экономически ценный объект достоин снисхождения «царя природы».
Так, в начале века было замечено, что певчие птицы начинают исчезать. Орнитологи бросились им на выручку, приводя не слишком убедительные с точки зрения науки, но зато абсолютно психологически выверенные расчеты, согласно которым насекомые буквально сожрут человечество, если птицы не будут контролировать их численность.
Такого рода доводы встречаются и в современной школе, когда изготовление скворечников аргументируется ролью скворцов в уничтожении садовых и огородных вредителей. Характерно, что при этом умалчивается о количестве вишен и других плодов, съеденных и поклеванных стаями скворцов, которое прекрасно известно любому садоводу. На самом деле, скворец просто симпатичен людям: скворец — «символ весны»; он «радостно» поет и способен подражать антропогенным звукам: скрипу дверей, работающему трактору и даже человеческому голосу; наконец, он просто очень красив; и. главное, живя рядом с человеком, он не боится его и позволяет любоваться собой с близкого расстояния.
Но того, что скворец просто симпатичен, оказывается, мало, это еще недостаточное основание, чтобы он имел право на заботу, и школьникам приводятся аргументы об его экономической полезности.
Формирование у школьников представления о мире природы как о духовной ценности, о «ценностно-культурном смысле» природы имеет в педагогике давние традиции (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо и др.). «Зовите меня варваром в педагогике, – писал К.Д. Ушинский, – но я вынес из впечатлении моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».
Таким образом, представление о мире природы как о духовной ценности позволяет личности почувствовать единство людей и природы на психологическом, личностном уровне.
В общественном сознании господствует представление об абсолютной независимости общества от природных условий, в которых оно происходит. Если возможность влияния различных экологических факторов на организм человека люди еще как-то готовы признать (благодаря усилиям по экологическому образованию), то точка зрения, согласно которой существует влияние природной среды на развитие общества в целом, на социальные, политические, экономические и т. д. процессы, кажется им абсурдом. Более того, такая система представлений подкреплялась авторитетом науки, пронизанной духом картезианства: исследования по данной проблеме объявлялись «биологизаторскими», а сами исследователи упрекались в «недопонимании социально-исторической детерминированности общественного развития». Тем не менее, для непредвзятого человека наличие такого влияния достаточно очевидно.
Во-первых, природные условия в значительной степени определяли специфику исторического развития общества. Например, все первые человеческие цивилизации (Египет, Междуречье, Древняя Индия, Древний Китай) возникли вдоль крупных рек, без которых в то время было невозможно земледелие. И в дальнейшем города строились, в основном, именно на берегах рек: Рим, Киев, Москва, Санкт-Петербург, Париж. Лондон и т. д.
Природные условия самым существенным образом влияли на различные исторические события. Золотые запасы земель инков сослужили им плохую службу в эпоху колонизации Америки. Новгороду удалось уцелеть во время походов Батыя не в последнюю очередь благодаря тому, что монголо-татарская конница не смогла пройти по весенней болотной топи, отделявшей новгородскую землю от среднерусских княжеств, а тонкий лед Чудского озера помог одержать русским победу над рыцарями Тевтонского ордена. Холодная зима 1812г. была весьма веским «аргументом», способствовавшим принятию Наполеоном решения покинуть Москву. Островное положение Англии позволило ей избежать во второй мировой войне участи других европейских стран и т. д.
Во-вторых, природные условия самым существенным образом влияют на характер экономического развития общества: Арабским Эмиратам, обладающим огромными нефтяными ресурсами, не требуется особых усилий, чтобы иметь один из высоких в мире уровней жизни: достаточно лишь заниматься экспортом нефти, а вот Япония, лишенная богатых материальных ресурсов, была вынуждена развивать наукоемкие технологии и потому существенно опережает в этом плане многие страны и т. д.
В-третьих, природные условия влияют на политическое развитие общества. В Древней Греции, территория которой представляла собой отделенные друг от друга горами изолированные долины, образовался ряд самостоятельных замкнутых государств (Афины, Спарта и др.) с такой специфической формой государственного устройства, как полис, являвшийся единством города и окружающей его местности. Отдаленность Тайваня через пролив от материка создала условия для формирования на этом острове принципиально другой политической системы, чем на территории остального Китая, и т. д.
Другое о педагогике:
Диагностика представлений и умений детей младшего возраста по разделу
проекта «Первые шаги в математику»
Сохранение количества и величины. Высокий - Ребёнок самостоятельно устанавливает количественное соответствие двух групп предметов, даёт числовую оценку их количеству. Самостоятельно может проверить результат, пользуясь приёмами наложения, приложения. В речи оперирует словами: столько же, больше, ме ...
Трудности школьной адаптации
Понятие "школьная дезадаптация" стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности затруднения в учебе, конфликты с одноклассника ...
Формы и методы проверки знаний,
умений и навыков учащихся по математике
Изучение характера усвоения учащимися учебного материала, оценка их знаний и умений, выявление уровня умственного развития и развития познавательных способностей – необходимая сторона процесса обучения, составляющая внутреннее содержание каждого его звена. Основная цель проверки – определение качес ...