Если бы садовод имел представление о целостности мира природы, о пирамидальной модели его энергетических связей, возможно, он бы даже из чисто эгоистических соображений предпочел бы поделиться урожаем овощей с гусеницами, чтобы иметь удовольствие слушать на своем участке птичье пение.
Множество примеров анализа непредвиденных последствий вторжения человека в биотические связи в природе приводится в экологической литературе (ввоз кроликов в Австралию, тотальное истребление волков и хищных птиц в Европе и т. д.).
Таким образом, представление о сложности системы внутренних взаимосвязей в природе позволяет личности понять единство людей и природы на общем экосистемном уровне.
Вся история человечества, технического прогресса – это история углубления противоречия между всеобщим экологическим законом, в соответствии с которым все природные существа приспосабливаются к эволюционно сложившейся среде их обитания, и поведенческими стратегиями человека, который сам активно приспосабливает среду своего обитания. Человек окружил себя антропогенной искусственной средой, «второй природой», создал техносферу, ставшую мощным энергетическим фактором планетарного масштаба.
Технологическая мощь человечества породила широко распространенную иллюзию, которая заключается в представлении о разделенности и независимости развития антропогенной среды, техносферы, с одной стороны, и эволюции мира природы, биосферы – с другой. Следствием такого представления является господствующая стратегия развития общества, которая призвана улучшить условия жизни человека, повысить комфортность его быта, количество пищи и т. д.
Логика самодостаточности техносферы, доведенная до гротеска в произведениях писателей-фантастов, выглядит примерно так: не хватит естественных продуктов – будем производить синтетическую пищу (в тюбиках); не будет чистого воздуха – будем ходить в специальных скафандрах (скафандр для занятий спортом, скафандр для купания, скафандр для грудных детей); да и вообще, если что – построим подземные города с люминесцентными «солнцами» и ничто нам не страшно!
К сожалению, реальная жизнь постепенно догоняет фантастику, и такая логика уже многим не кажется абсурдной. Представление о возможности самоизоляции человечества под защитой техносферы не только нелепо, но и просто ошибочно с точки зрения экологии. Энергетический обмен между техносферой и биосферой экологически неизбежен. Каждый человек объективно включен в этот энергообмен, о чем он должен иметь адекватное представление. Любой технологический процесс начинается с изъятия вещества и энергии из природы, затем сопровождается их транспортировкой, переработкой и заканчивается выделением ненужных отходов – выбросом их обратно в биосферу. Следовательно, существуют не два взаимонезависимых энергетических цикла – один в биосфере, а другой в техносфере, а один общий энергетический обмен. Изъятые из природы ресурсы усваиваются на 2-10%, а 90-98% составляют выбросы в биосферу отходов их переработки. Причем эти отходы уже, как правило, не разлагаются на исходные вещества, а представляют комплексы, не подлежащие усвоению в биосфере, то есть загрязняют ее, заваливают отходами в прямом смысле. Природа превращается в свалку энергетического и попросту физического мусора. В результате экспансии антропогенных выбросов в биосфере происходят неизбежные изменения, вызывающие деформацию качества элементов и свойств среды, которые, в свою очередь, являются экологическими факторами для каждого человека как биологического существа: чистоты воды и воздуха, уровня радиации и шума, спектра солнечного света и т. д. Во многих случаях параметры этих факторов превосходят критические уровни и становятся попросту смертоносными для человека. Концентрированные и масштабные нарушения жизненно важных экологических факторов называют экологическими катастрофами. В настоящее время каждый человек использует необходимые ресурсы в «загрязненном» виде. Просто пока дозы загрязнения еще не хватает, чтобы убить человека сразу – это происходит постепенно и ежедневно. В результате люди меньше живут, чаще болеют, рождаются дети-инвалиды и т. д. Такая ситуация называется экологическим кризисом. Уже сегодня за дополнительную плату можно купить «экологически чистые» продукты, произведенные в особых условиях. Значит, все другие, «обыкновенные» продукты . «экологически грязные». В чем же тогда смысл дальнейшего усиления техносферы? Таким образом, представление об энергетическом обмене между техносферой и биосферой позволяет личности понять единство людей и природы на уровне человека как биологического организма.
Господство в общественном экологическом сознании антропоцентрической парадигмы обусловливает абсолютное доминирование рассмотрения ценности природы только с экономической точки зрения. Идея необходимости охраны природы, соответственно, опирается на экономическую логику – логику сбережения «природных ресурсов» как разновидности экономических ресурсов. Однако большинство природных объектов не имеют очевидной экономической ценности для человека. Исследования показали, что только около 5% видов растений и животных могут съедаться, продаваться или еще как-то употребляться в экономических целях.
Другое о педагогике:
Понятийно-категориальное пространство проектной деятельности
Термин "чтение" употребляется в разных значениях: в узком смысле – это формирование навыка чтения, овладение техникой чтения; в широком – техника чтения и плюс понимание прочитанного ("Методика обучения чтению"). Навык – автоматизированное действие, вырабатывающиеся в результате ...
Синонимия словообразовательных морфем
Сложность словообразовательной системы заключается в наличии синонимичных словообразующих аффиксов, при этом выбор определённой морфемы из существующих в русском языке часто обусловлен формальным ограничением русской морфотактики. Почему того, кто учит, принято называть учителем, а того, кто курит, ...
Практическое применение краеведения на уроках литературы
Цель занятия
: образовательная – рассказать ученикам о создании сериала. Развивающая – проанализировать плюсы и минусы экранизации. Основные методы и приемы
: эвристический метод, основной прием – беседа; метод творческого чтения, используется прием комментированного чтения; репродуктивный метод (с ...