Проанализируем алгоритм педагога и воспитанника, чтобы сделать более понятной и доступной концепцию полихудожественного развития детей.
Обратимся к педагогической системе художественных модальностей Образа: слово – жест, мимика – движение, танец – звук, музыка – цветоформа, рисунок – аромат – пространство, объем – резонанс восприятия. Это своеобразная «лесенка модальностей» задает определенный алгоритм совместной деятельности детей и учителя и может служить ориентиром в планировании урока:
Сначала, словом по ходу эстафеты обозначаем общую картинку-характеристику персонажа. У всех он разный! Прекрасно!
Затем подыскиваем жесты и мимику персонажу – как он удивляется, возмущается или реагирует на события.
Проявляем характер персонажа в движении, в танце – а как он ходит, смотрит и т.п.
Проявляем интонационную сферу персонажа – как он звучит, поет.
Подбираем цвет и внешний вид эскизно, рисуем.
Проявляем ароматическую характеристику персонажа.
Даем возможность свободных импровизаций в проявлениях персонажа.
На последней ступеньке нас ожидают чудеса творчества, вдохновения, «инсайтов» и озарений в поисках характерных черт персонажа – так происходит дозревание образа в разных модальностях.
Таким образом, основными теоретико-методическими позициями выстраивания комплексных программ являются положения о том, что у всех искусств общие:
а) корневая система – жизнь;
б) стратегия освоения мира через художественный образ;
в) использование символов, знаков, способствующих проведению сопоставлений, аналогий, установки связей между образом и значением;
г) метод структурирования эмоций: контрасты, тождества, сопоставления.
Стержневыми операциями технологии полихудожественного типа являются:
поиск контрастов, сопоставлений, тождеств, нарушений нормы, выраженных в характере линии (мелодической, графической, пластической), объемов, ритма, фактуры, цветовых акцентов и др.;
интонационное прочувствование всех знаков, «эмоциональных констант», осознание логики их «сцепления»;
осознание авторской позиции, отделение авторских ассоциаций (интонаций) от собственных аналогий;
выход на собственную интерпретацию, сопоставление авторской позиции и своей.
В процессе поиска сложился следующий педагогический инструментарий: эмоционально-образный тренинг, мело-ритмо-пластическое интонирование, звукозапись, цветопись, эвристическая работа с сюжетом, омузыкаливание загадок. В целом технологи полихудожественного подхода требует дальнейшей разработки разнообразных аспектов применения в практике и методике музыкального воспитания.
В данном исследовании предлагаем рассмотреть полихудожественный подход как систему развития эстетического потенциала учащихся на уроках музыкальной литературы.
Другое о педагогике:
Общие данные о развитии
лексики в онтогенезе
Вопросу развития лексики посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс рассматривается в различных аспектах, таких как: психофизиология, психология, лингвистика и психолингвистика. Первоначально новое слово возникает у ребенка как непосредственная связь между конкретным словом ...
Описание процедуры исследования
Исследование проводилось в марте-мае 2005 года в гимназии №10 города Дивногорска. Было опрошено 3 параллели 9-х классов (90 человек), 50 родителей и 31 педагог данного образовательного учреждения. Все анкеты содержали три общих вопроса для трех категорий респондентов. Родители и педагоги рассматрив ...
Выявление уровня сформированности операций логического мышления у детей
старшего дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ №7, которая состояла из трех этапов: констатирующего формирующего контрольного Для экспериментальной работы были отобраны дети старшего дошкольного возраста в количестве 7 человек, примерно одного уровня развития по рекомендации психолога и в ...