Таким образом, «комплексный подход или комплекс искусств есть способ организации художественного воспитания в полном единстве с умственным, нравственным, трудовым, физическим и другим развитием личности. Комплекс искусств – это значит, что дети не просто получают навыки пения или рисования, но всесторонне готовятся к участию в многообразной художественной жизни общества и учатся обращать художественные богатства человечества на благо своего духа и условий бытия».
Искусство связано с активным заинтересованным творческим отношением ребенка к окружающей действительности, требует определенных способов опредмечивания, материализации детских представлений в словах, мелодиях, красках, театрализованных музыкально-игровых действиях.
Характерной для нашего времени огромный скачок в развитии научно-технической базы закрепляет несоответствие между рациональным и эмоциональным развитием человека. Углубленный анализ научных подходов к проблеме свидетельствует, таким образом, о превалировании точки зрения на искусство, и музыке в том числе, как на первостепенное звено освоения реальной жизни человека.
Термин «полихудожественный подход» появился в 1987 году в разработках Лаборатории комплексного взаимодействия искусств Исследовательского Центра эстетического воспитания Российской академии образования и принадлежит доктору педагогических наук, профессору Б.П. Юсову. Полихудожественный подход – это качественно новый уровень работы с детьми, при котором недостаточно взаимного иллюстрирования и примеров из других искусств, при котором происходит раскрытие внутреннего родства образов и перевод, перенос, преображение данного образа из слова – в жест – в движение – в звук – в цвет – в форму – в пространство – и т.д.
Ученый разработал педагогическую систему модальностей (словесных, двигательных, кинестетических, зрительных, обонятельных, звуковых и цветовых), внутри которой проследил образные, духовные связи слова, звука, цвета, пространства, движения, формы, жеста, на уровне творческих процессов. Модальность можно перевести с английского как обозначение принадлежности к определенной системе ощущений (анализатору) при восприятии.
По мере формирования всей многоуровневой системы восприятия художественных модальностей образов развивается способность полифонического многостороннего целостного отображения явлений окружающего мира и перевода их в художественные образы высокого духовного содержания (полифоническая, интеллектуальная и нравственная эйдетика). Система экологических модальностей художественного проявления человека иерархически свертывается по нисходящей, от звука к словесным формам, которые позволяют перейти к продуктивному творческому процессу в традиционных формах и видах искусства. «Таким образом, может быть построена иерархичная и полимодальная система художественного развития ребенка как на материале нескольких искусств, так и в рамках занятий одним их них», утверждает Б.П. Юсов.
На концептуальном уровне ученый обосновывает модель многоуровнего полихудожественного пространства, состоящую из экзисистемы и экосистемы видов художественного проявления. В основе экзисистемы лежит рационально организованное практическое действие, творчество; в основе экосистемы – воображение, опирающееся на определенную совокупность психических процессов, лежащих в основе внутренней духовной жизни людей, обеспечивающих им выход в жизненное пространство, связь с жизнью и с живыми общественными интересами. Результатом развития личности и ее структуры восприятия является способность к полифоническому синтезу художественных модальностей и развития полифонического воображения. Педагогическая суть «закона воображения» заключается в том, что «занятия искусством должны выводить на определенный уровень внутреннего воображения явлений жизни в искусстве». Такова сверхзадача деятельности педагога и алгоритм инициирования полифонического воображения.
Другое о педагогике:
Развитие операций логического мышления в дидактических играх
На основе анализа научной литературы по проблеме исследования и результатов констатирующего этапа мы пришли к выводу, что развитие операций логического мышления у старших дошкольников будет эффективно осуществляться в процессе проведения дидактических игр. Цель формирующего этапа: апробировать педа ...
Влияние типологии семей на воспитание детей: типы семейного воспитания
Если говорить о родительской позиции, о стиле поведения, то можно сказать о типах матери и отца. Типологию матерей выделяет А.Я. Варга: "Спокойная уравновешенная мама" – настоящий эталон материнства. Она всегда все знает о своем ребенке. Чутко реагирует на его проблемы. Вовремя приходит н ...
Методика исследования эффективности методов и средств народной педагогики в
практике семейного воспитания
В этом разделе мы уделим большое внимание практическим вопросам, таким как: - методика исследования эффективности методов и средств народной педагогики в практике семейного воспитания. анализ результатов исследования эффективности методов и средств народной педагогики. В исследовании участвовали 5 ...