Программа «Юный эколог»
Экологическое воспитание дошкольников – это процесс формирования у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение возникает во взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов.
Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в разных формах его поведения. Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. Поэтому важно с раннего детства научить ребенка беречь красоту природы, так как в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры.
Исходным моментом при формировании у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе является система конкретных знаний, отражающая основные закономерности живой природы: многообразие видов, особенностей жизни, развития отдельных живых существ, их приспособляемость к среде обитания, взаимосвязь внутри природных сообществ. Кроме того, важным аспектом программы являются знания о взаимоотношениях человека с природой. Эти элементарные сведения из области экологии человека и природопользования: о человеке как существе, нуждающемся в определенных условиях; о человеке, потребляющем природные ресурсы для своих хозяйственных нужд; о человеке, охраняющем природу и восстанавливающем ресурсы.
Воспитателю и экологу предоставляются большие возможности для творчества. Обеспечивая условия для наблюдения и соприкосновения с животным и растительным миром, воспитатель может регулировать объем непосредственных контактов с объектами природы и решать любые познавательные и воспитательные задачи.
Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация природной зоны, той части помещения и участка дошкольного учреждения, на которой произрастают растения, содержатся какие-либо животные.
Продуманная организация и оборудование зоны должны обеспечить возможность осуществлять экологическое воспитание детей следующими методами:
1. проводить многоразовые наблюдения объектов;
2. фиксировать наблюдаемые явления доступными для детей способами;
3. обсуждать увиденное;
4. осуществлять различные виды деятельности: уход за обитателями природной зоны, общение с ними, моделирование явлений природы;
5. отражать впечатления природы в разных формах художественной и игровой деятельности.
Реализация программы по экологическому воспитанию успешно решается при условии создания в дошкольном учреждении зеленой зоны, заинтересованности педагогического коллектива в усвоении и передачи основ экологической грамотности у родителей и в приобщении их к целостной работе с детьми.
Работа дошкольного учреждения в условиях вариативных программ и технологий обеспечивает самоопределение и самоорганизацию участников образовательного процесса: дошкольные учреждения моделируют авторские проекты, участвуют в экспериментальной апробации и внедрении новых программно-методических материалов, а родителям предоставляется возможность выбрать для своего ребенка тот или иной тип и вид дошкольного учреждения.
Педагоги в соответствии с новыми образовательными принципами могут иметь собственную профессиональную позицию, направленную на успешное развитие и воспитание ребенка. Система дошкольного образования в настоящее время способна удовлетворить разнообразные образовательные потребности населения и учесть новые педагогические воззрения ученых и практических работников. Процесс создания общеразвивающих и специализированных образовательных программ и инновационных педагогических технологий продолжается.
Другое о педагогике:
Новый подход в проведении экспериментальных заданий по
физики с помощью Лего-констукторов на примере раздела «Механика»
физика школьный экспериментальный механика Реализация современных требований к сформированности экспериментальных умений невозможна без использования новых подходов к проведению практических работ. Необходимо использовать методику, при которой лабораторные работы выполняют не иллюстративную функцию ...
Методическое обеспечение и контроль самостоятельной
работы
Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов. К такому комплексу следует отнести тексты лекций, учебные и методические пособия, лабораторные практикумы, банки заданий и задач, сформулированных на основе р ...
Методы исследования в теории и методике физического воспитания
Широкое развитие массовых форм физической культуры требует привлечения все большего количества специалистов в этой области. В своей работе преподаватели, тренеры, учителя школ уже не ограничиваются только теми знаниями, которые они получают в учебном заведении. Их работа — это творчество, поиск нов ...