Программа «Юный эколог»
Экологическое воспитание дошкольников – это процесс формирования у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение возникает во взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов.
Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в разных формах его поведения. Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. Поэтому важно с раннего детства научить ребенка беречь красоту природы, так как в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры.
Исходным моментом при формировании у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе является система конкретных знаний, отражающая основные закономерности живой природы: многообразие видов, особенностей жизни, развития отдельных живых существ, их приспособляемость к среде обитания, взаимосвязь внутри природных сообществ. Кроме того, важным аспектом программы являются знания о взаимоотношениях человека с природой. Эти элементарные сведения из области экологии человека и природопользования: о человеке как существе, нуждающемся в определенных условиях; о человеке, потребляющем природные ресурсы для своих хозяйственных нужд; о человеке, охраняющем природу и восстанавливающем ресурсы.
Воспитателю и экологу предоставляются большие возможности для творчества. Обеспечивая условия для наблюдения и соприкосновения с животным и растительным миром, воспитатель может регулировать объем непосредственных контактов с объектами природы и решать любые познавательные и воспитательные задачи.
Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация природной зоны, той части помещения и участка дошкольного учреждения, на которой произрастают растения, содержатся какие-либо животные.
Продуманная организация и оборудование зоны должны обеспечить возможность осуществлять экологическое воспитание детей следующими методами:
1. проводить многоразовые наблюдения объектов;
2. фиксировать наблюдаемые явления доступными для детей способами;
3. обсуждать увиденное;
4. осуществлять различные виды деятельности: уход за обитателями природной зоны, общение с ними, моделирование явлений природы;
5. отражать впечатления природы в разных формах художественной и игровой деятельности.
Реализация программы по экологическому воспитанию успешно решается при условии создания в дошкольном учреждении зеленой зоны, заинтересованности педагогического коллектива в усвоении и передачи основ экологической грамотности у родителей и в приобщении их к целостной работе с детьми.
Работа дошкольного учреждения в условиях вариативных программ и технологий обеспечивает самоопределение и самоорганизацию участников образовательного процесса: дошкольные учреждения моделируют авторские проекты, участвуют в экспериментальной апробации и внедрении новых программно-методических материалов, а родителям предоставляется возможность выбрать для своего ребенка тот или иной тип и вид дошкольного учреждения.
Педагоги в соответствии с новыми образовательными принципами могут иметь собственную профессиональную позицию, направленную на успешное развитие и воспитание ребенка. Система дошкольного образования в настоящее время способна удовлетворить разнообразные образовательные потребности населения и учесть новые педагогические воззрения ученых и практических работников. Процесс создания общеразвивающих и специализированных образовательных программ и инновационных педагогических технологий продолжается.
Другое о педагогике:
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию
адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе через создание
воспитывающих ситуаций
На контрольном этапе эксперимента с целью определения уровня сформированности самооценки у детей экспериментальной группы были повторно использованы следующие методики: 1)модифицированная методика «Лесенка» В.Г. Шур (методика №1); 2)нахождение количественного выражения уровня самооценки ( методика ...
Анализ современного состояния дополнительного образования
в Российской Федерации
Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспита ...
Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию современного урока
права
Курс обществознания - учебного предмета, одной из задач которого является социализация подрастающего поколения. Обучение основам права в рамках курса обществознания призвано целенаправленно, решать проблемы правовой социализации личности в непосредственном взаимодействии с социально - правовым аспе ...