Детские сады обладают разными возможностями обеспечения детей материалами. Создавая среду обитания ребенка, воспитатель решает много творческих задач. Он становится дизайнером, декоратором, кукольником, портным, художником, конструктором, психологом, мастеровым и т.д. Организованная предметная среда предполагает гармоничное соотношение материалов, окружающих ребенка в детском саду, с точки зрения их количества, разнообразия, неординарности, изменяемости и т.д.
Программа «Развитие»
Размещение материала связано с трудностями пространственного характера - ограниченностью помещения детского сада, тем более что детям для проявления свободной активности необходимо не перегруженное предметами пространство. Удачное решение, позволяющее использовать ограниченное помещение детского сада наилучшим образом, представлено принципом комплексирования и гибкого зонирования. Иначе говоря. В детском саду создаются помещения, в которых материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей. Располагаются в разных функциональных пространствах. Так, например, часть групповой комнаты, получившая условное название «кабинет», - подходящее место для размещения некоторых материалов по сенсорике, математике, логике, грамоте, а также дидактических материалов-игр типа лото, домино и т.п. Для конструирования следует выделить отдельное место – мастерскую, где кроме материалов по конструированию располагаются материалы по ориентировке в пространстве. В функциональном помещении «театр» размещаются не только материалы специфически театральные (ширма, наборы кукол и т.п.), но и отдельные по литературе и развитию речи. Полка с книгами находится в непосредственной близости от них.
Отдельного места требует изобразительная деятельность. Оно может находиться за пределами групповой комнаты, но стенку для развешивания работ детей лучше выделить в групповой комнате, а не в коридоре.
Для размещения уголка природы можно использовать групповую комнату, поместив в ней комнатные растения, растения, характерные для различных времен года, природных зон и экологических систем и т.п. Дидактические материалы, относящиеся к этому разделу (лото, домино, диафильмы), находятся в «кабинете».
Все материалы, которые периодически обновляются, должны быть доступны детям в любое время.
Программа «Одаренный ребенок».
Программа является усложненным вариантом программы «Развитие» и построена на тех же концептуальных основаниях. В связи с этим принципы построения развивающей среды для одаренных детей во многом соответствуют выделенным в программе «Развитие». Вместе с тем они имеют и свою специфику. Одними из основных принципов ее создания являются новизна и проблемность. Кроме того, она должна быть насыщенной, разнообразной. Постоянно меняющейся, эмоционально привлекательной.
Для развития познавательных способностей и познавательной активности можно предложить различные настольные игры сложного содержания: шашки, шахматы, игры типа «Танграм», «Пентамино», «Морской бой», головоломки.
Следует приносить в группу книги познавательного характера, ориентирующие детей на изучение окружающего мира, дающие им возможность приобрести новые знания. Желательно, чтобы книги имели яркие красочные иллюстрации и не очень много текста, набранного довольно крупным шрифтом, чтобы дети могли «изучать» их самостоятельно. Художественные произведения также должны быть с красочными иллюстрациями и текстом, доступным для самостоятельного чтения.
Желательно создавать в группе условия для экспериментирования с различными материалами и предметами: водой, глиной, различными рычагами, весами, компасом, пружинами и т.п. Можно организовать, например, уголок «Что получится?», в который помещать различные предметы, время от времени меняя их.
Одним из непременных условий влияния среды на развитие как одаренного, так и обычного ребенка является участие взрослого. Он может стимулировать познавательную деятельность детей, поддерживая имеющейся у них интерес, обеспечивая материалами для экспериментирования, играми, игрушками, отвечая на многочисленные вопросы или предлагая новые сферы деятельности.
Другое о педагогике:
Обоснование необходимости реформирования системы внутришкольного управления
в связи с современными задачами условиями существования школы
Традиции руководства школой были заложены в первой четверти XX века, а наиболее полно сформулированы в 1970 году. Так в разделе V «Руководство Школы» в обязанность директору вменяется обеспечение всего, что связано с содержанием и условиями учебного процесса: ст.42. Директор школы несет ответственн ...
Абсолютный и относительный слух
Феномен абсолютного слуха заключается в том, что человек может по одному звучанию ноты определить ее название и расположение (например – «ми малой октавы»), а также точно пропеть заданную ноту без предварительной настройки по инструменту или камертону. Носитель же относительного слуха такими способ ...
Механизм реализации воспитательно-образовательной работы по
трудовому воспитанию
Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения элементарных действий и их последовательности. Ознакомление детей со способами выполнения нового действия требует детального показа и подробного объяснения каждого движения, их последовательности. Решающее значение при это ...