Одним из средств личности специалиста и формирования ее профессиональной культуры выступает содержание профессионального образования.
Под содержанием профессионального образования понимается совокупность профессиональных знаний, умений и навыков опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-творческого отношения к профессиональной действительности, овладение которыми обеспечивает подготовку конкурентоспособности специалиста-пофессионала.
Принципы и критерии отбора содержания профессионального образования:
– принцип соответствия содержания требованиям развития общества. Науки, техники и технологии, культуры и личности; принцип постоянной обновляемости содержания профессионального образования;
– принцип единства содержательной и процессуальной стороны профессионального обучения;
– принцип структурного единства содержания профессионального образования на разных уровнях его формирования;
– принцип гуманитаризации содержания профессионального образования;
– принцип фундаментализации содержания профессионального образования;
– принцип интеграции содержания профессионального образования, системности и междисциплинарности и профессионального мастерства.
Содержание профессионального образования отражено в следующих документах: государственный стандарт профессионального образования, учебный план подготовки специалиста в области той или иной профессии, программы учебных дисциплин, учебники и учебные пособия.
В соответствии с Государственным стандартом профессионального образования основу профессионального цикла составляет теоретическое и производственное обучение. Теоретическое обучение включает общепрофессиональный (общетехнический) цикл дисциплин и цикл специальных дисциплин.
Содержание производственного обучения в систематизированном виде представляет собой перечень тех видов профессиональной деятельности, которые входят в функциональный состав деятельности специалиста соответствующего профиля в функциональный состав деятельности специалиста соответствующего профиля и которыми должен овладеть учащийся для того, чтобы его умения и навыки удовлетворяли требованиям квалификационной характеристики.
Логика и последовательность формирования необходимых специалисту практических умений и навыков в ходе производственного обучения определяют структуру содержания и логику построения дисциплин специального цикла. По своему содержанию эти дисциплины составляют знаниевую основу производственного обучения.
Дисциплины общепрофессионального (технического) цикла способствуют расширению профессионального кругозора будущий специалистов широкого профиля подготовки являются базой для реализации возможностей перемены труда и освоение смежных профессий.
Конкретное содержание каждого специального и общепрофессионального предмета отражает содержание и структуру деятельности этих дисциплин можно определенным образом сгруппировать состояние подготовки будущего специалиста и выделить ряд общих компонентов группы
Первая группа – учебный материал, раскрывающий вопросы техники.
Сюда относятся: теоретические основы устройства и работы оборудования, используемого специалистом;
Вторая группа – учебный материал, раскрывающий вопросы технологии производства. Сюда относятся теоретические основы трудовых и технологических процессов, вопросы безопасности труда, гигиены и производственной санитарии, противопожарной техники.
Третья группа – учебный материал об организации и экономике производства. Сюда входят сведения организационно – экономического характера, анализ основных направлений повышения производительности труда.
При анализе содержания подготовки специалиста в целом производственное обучение отвечает за формирование практической базы деятельности специалиста (умение и навыки), теоретическое обучение – за формирование теоретической базы (знания).
На современном этапе особую актуальность в содержании профессионального образования приобретают также опыт творческой деятельности специалиста и опыт его эмоционально – ценностного отношения к действительности.
Образование сегодня ориентировано на подготовку специалиста нравственно зрелого, сочетающего в себе нравственные и деловые качества личности, творчески думающего, легко адаптирующегося к быстро изменяющимся условиям профессиональной деятельности, способного находить новее оригинальные решения профессиональной подготовки будущих специалистов выступает формирование их нравственной зрелости, интеграция которой с профессиональной компетентностью, профессионализмом личности позволит решить одно из актуальнейших противоречий окружающего мира – противоречия между колоссальными темпами роста благ цивилизации и возможностью самоуничтожения человечества, между очевидным превращением знаний и опыта профессионалов и нравственной деградацией личности, потерей нравственного идеала.
Другое о педагогике:
Основные психолого-педагогические направления работы
по развитию речи детей
Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развёрнутого высказывания - решаются от группы к группе, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой задачи, и меняются ...
Влияние занятий плаванием на детей младшего школьного
возраста
В плавании, как ни в одном виде спорта, мировые рекорды скорости и выносливости принадлежат юным, в большей степени это объясняется возрастными анатомо-физиологическими особенностями детей и подростков. Дети, в силу специфических особенностей растущего организма, особенно чувствительны физическому ...
Средства воспитания народной педагогики
Под средствами воспитания народной педагогики понимаются каналы воздействия на сознание и поведение ребенка с целью сообщения необходимых полезных сведений, формирования практических умений и навыков, развития мотивов привычек нравственного поведения. Среди исследователей народной педагогики нет ед ...