Сочинение по картине, как один из основных видов упражнений по развитию речи

Педагогическая теория » Особенности сочинений по картине » Сочинение по картине, как один из основных видов упражнений по развитию речи

Страница 2

I. Подготовка преподавателя к уроку по картине.

1. Выбор картины с учетом возраста учащихся, степени подготовленности класса и цели, поставленной преподавателем.

2. Изучение содержания картины.

3. Знакомство с биографией, творчеством художника, историей создания картины и средствами реализации замысла художника.

4. Формулировка вопросов для беседы.

5. Составление плана урока.

II. Урок обучающего сочинения по картине (типа описания виденного).

1. Ознакомление учащихся с темой и целью работы.

2. вступительное слово преподавателя о художнике (его творческом пути и отдельных произведениях) или беседа, содержание и объем которой определяется уровнем подготовленности класса, степенью трудности восприятия картины, наличием литературы по данному вопросу.

3. Молчаливое рассматривание картины.

4. Беседа по поводу картины с одновременным анализом ответов учащихся.

5. Коллективное или самостоятельное составление плана сочинения в зависимости от подготовленности класса.

6. Устное сочинение одного-двух учащихся с последующим рецензированием его другими учащимися со стороны содержания и языкового оформления (такой анализ может быть сделан и преподавателем).

7. Выяснение написания некоторых слов и выражений.

8. Самостоятельная письменная работа учащихся над сочинением по картине.

III Анализ сочинений учащихся и исправление допущенных в них ошибок.

В качестве одной из методик мы рассматриваем передовой опыт учителя-словесника М.А. по подготовительной работе для написания сочинения по картине.

Учитель-словесник Мошкина М.А. из г. Ачинска предлагает свою методику подготовки к написанию сочинения по картине (Роль экстралингвистической информации в процессе подготовки к сочинению).

По ее мнению успех написания сочинения учащимися во многом обусловлен характером того материала, который был дан детям на этапе подготовки к сочинению. Подготовка к сочинению – это процесс сбора информации, ее переработки и структурирования.

М.А. Мошкина считает, что необходимо использовать для этого факты окружающей действительности, ту фоновую информацию, которая поможет учащимся полнее выразить свои личные впечатления.

На этапе сбора информации ученик вынужден обращаться к различным источникам, так как собственных знаний, как правило, не хватает. От того, какие источники информации будут в распоряжении учащихся, зависит в дальнейшем глубина раскрытия темы сочинения. В жизни человек черпает знания об окружающем мире не только из печатных источников. Большую часть разнообразных знаний он получает, опираясь на другие источники: социальный опыт других людей, произведения искусства (живопись, музыка), предметы истории (декоративно-прикладное искусство, архитектура, музей, исторические места), современные достижения техники (например, электронные образовательные ресурсы).

На этапе подготовки к написанию сочинения по картине М.А. Машкова предлагает использовать в качестве материала для написания сочинения и одновременно метода – экскурсию, после проведенной экскурсии она предлагает вниманию учащихся вопросы следующего характера:

- Какова цель вашего сочинения?

- Вы хотите рассказать об увиденном в выставочном зале или поделиться собственными впечатлениями?

Структурировать материал поможет ученикам и перечень следующих вопросов:

- Где, когда, как вы узнали о картине, которую собираетесь описывать в сочинении?

- Что вам известно об её авторе?

- Что изображено на картине? В чём её привлекательность для вас? (Она затронула ваши чувства, напомнила о чём-то?)

- В чём, по-вашему, мастерство автора, его индивидуальность?

- В какой мере экскурсия в выставочный зал (возможность увидеть картины художников) помогла вам лучше узнать сибирскую природу и художников-сибиряков?

М.А. Мошкина утверждает, и с ней нельзя не согласиться, что подобная работа при подготовке к сочинению способствует увеличению словарного запаса учащихся, в их речи увеличивается количество выразительных средств и экспрессивной лексики.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Характеристика деятельности детского сада в г. Алматы №53
Главная задача детского сада №53 состоит в том, чтобы устранить противоречия и создать детский сад, объединяющий, прежде всего, родителей-единомышленников, объединяющий мам и пап, одинаково отвечающих на вопросы о том, что такое хорошо и что такое плохо. Основные принципы касаются следующих моменто ...

Сущность проблемного обучения
На основе обобщения практики и анализа результатов теоретических исследований М.И.Махмутов дает следующее определение понятия «проблемное обучение»: «Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ...

Сольфеджио: содержание понятия. Связь сольфеджио с другими дисциплинами ДМШ
Само понятие «сольфеджио» как учебная дисциплина курса детской музыкальной школы может быть истолковано в узком и широком смысле. Сольфеджио в строгом смысле слова – это умение читать ноты, владение нотной грамотой. Вместе с тем в программу сольфеджио в детской музыкальной школе (под «детской музык ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru