Сочинение по картине, как один из основных видов упражнений по развитию речи

Педагогическая теория » Особенности сочинений по картине » Сочинение по картине, как один из основных видов упражнений по развитию речи

Страница 3

Представленные методики написания сочинения по картине и подготовки к написанию сочинения достаточно интересны в обобщенном плане. Они содержат общую информацию об основных этапах подготовительной работы, кратко их описывают. И поэтому данные методики могут послужить хорошим подспорьем для учителей, практикующих достаточно долго, которые уже ни один раз давали подобные уроки, писали с учениками сочинения.

С научной же точки зрения, данные методики большого интереса не представляют. Здесь не учтен психологический аспект, который немаловажен как при подготовительной работе, так и при непосредственно написании учениками сочинения; вместе с тем об основных этапах подготовительной работы сказано достаточно поверхностно.

Более подробная методика, исключающая вышеописанные недостатки, в которой достаточно подробно дана информация по этому вопросу, на наш взгляд? представлена у методиста Л.А. Ходяковой.

Проблема использования произведений живописи на уроках родного языка привлекала и привлекает к себе внимание многих ученых: психологов, педагогов, лингвистов и методистов. Они подчеркивают роль картины в развитии мышления и речи учащихся, в воспитании их эстетического вкуса, придают особое значение использованию картины для развития связной речи.

На большое значение работы по картине в развитии умственных способностей, активизации мышления детей указывают Л.В. Занков, Б.М. Козлов, М.П. Феофанов

. По мнению Т.П. Головиной

, "сюжетная картина с психологической точки зрения есть мыслительная проблема, которую не надо специально организовывать". О значении картины для овладения детьми пространственными и временными отношениями говорили В.Г. Поляков, Ю.А. Самарин, Е.Н. Тихеева и И.Н. Шапошников

. Известно, что ребенок познает мир в пространственных и временных отношениях, и этот процесс овладения различными отношениями между предметами реальной действительности является важным этапом в умственном развитии ребенка. Предметы, изображенные на картине, предстают перед детьми в иных отношениях, чем в окружающей действительности (другая величина, другие масштабные сопоставления, иное отношение между главным и второстепенным, расположение на плоскости). В результате знакомства с живописью дети учатся сопоставлять изображенное на картине с тем, что они наблюдали в действительности, а это, в свою очередь, способствует развитию логического мышления.

Многие педагоги и методисты отмечают, что рассматривание картин развивает в детях наблюдательность, воображение, будит в них критическое чутье, способствует проявлению широты мысли, любви к обобщениям. Так. Т.Г. Лубенец

считал, что учитель должен научить учащихся читать картину так же, как и художественное произведение. По его мнению, "дети вполне способны понять художественный смысл картины, проникнуться настроением художника"

Однако прежде чем говорить об эффективности использования картины в работе по развитию речи учащихся на уроках русского языка необходимо осмыслить ее роль в развитии речевой деятельности с точки зрения современных представлений о речи.

Известно, что обучение родному языку учащихся есть обучение их речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), поскольку суть речевой деятельности в том, что она служит общению между людьми, передаче информации от человека к человеку.

Методист Л.А. Ходякова подготовительную работу к написанию сочинения по картине подразделяет на два этапа:

1. Этап ориентировки;

2. Этап планирования.

В рамках этих этапов Л.А. Ходякова рассматривает роль сочинения по картине в речевой деятельности учащихся.

В силу своей специфики картина на этапе ориентировки

выполняет роль стимула

, поскольку она, непосредственно воздействуя на органы чувств своими яркими изобразительными средствами, создает мотивацию к речевому действию, ориентирует высказывание обучаемых на адекватную передачу языковыми средствами содержания картины.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Новый подход в проведении экспериментальных заданий по физики с помощью Лего-констукторов на примере раздела «Механика»
физика школьный экспериментальный механика Реализация современных требований к сформированности экспериментальных умений невозможна без использования новых подходов к проведению практических работ. Необходимо использовать методику, при которой лабораторные работы выполняют не иллюстративную функцию ...

Ресурсное обеспечение
В каждом возрасте ребенку надо дать то, что присуще именно ему, обогатить те стороны развития, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Ведь многое из того, что упущено в детстве, невосполнимо. Необходимо учитывать, что в современный детский сад приходят дети с разным о ...

Исследование уровня сформированности мышления младших школьников в процессе обучения математике
Опытно-экспериментальная работа выполняет в педагогическом исследовании ряд функций. В ней аккумулируется фактический материал, изучение которого подводит к выделению эмпирических закономерностей, позволяет сформулировать научные предположения, которые затем обосновываются или опровергаются как с и ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru