В ходе игрового занятия ситуация может проигрываться несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем, ситуация игры – ситуация реальной жизни. Реальность ее определяется основным конфликтом игры – соревнованием. Желание принять участие в такой игре мобилизует мысль и энергию играющих, создает атмосферу эмоциональной напряженности. Несмотря на четкие условия игровой ситуации и ограниченность пользования языкового материала, в ней обязательно есть элемент неожиданности. Поэтому для игры в определенных пределах характерна спонтанность речи. Речевое общение, включающее в себя не только собственно речь, но и жесты, мимику, имеет ярко выраженную целенаправленность.
В настоящее время большой интерес вызывает использование ролевых игр на уроке иностранного языка для моделирования реальной ситуации общения.
Ролевую игру можно использовать как средство стимуляции воображения и знакомства с предметом. Совместно со специалистами или при ином содействии извне возможно, например, организовать ролевую игру, в которой будут представлены разные уровни управления. Упражнение можно построить так, что будет налажена коммуникация между различными уровнями управления и другими группами. Ролевая игра такого типа проиллюстрирует многие проблемы управления, связанные с обеспечением полноценных коммуникаций, и создаст основу для дальнейшего обучения и обсуждения проблемы. Ученики должны быть уже знакомы с ситуацией и основными фактами; все, что им нужно, это деликатный толчок в правильном направлении. Когда материал будет готов, начнется сама ролевая игра со всей ее последовательностью вступления, разминки, проведения и завершения. Главной задачей учителя на этой стадии является контроль над продолжительностью ее фрагментов.
Задача организовать общение школьников на уроке иностранного языка часто представляется несложной и сводится к тому, чтобы дать возможность каждому ученику сформулировать свое высказывание и принять участие в общем разговоре. Однако решить эту задачу на практике оказывается не просто. Наблюдения показывают, что на уроке нередко произносятся заранее заданные последовательности реплик, то есть каждый ученик знает свою роль. В подобной инсценировке отсутствует важное свойство общения – ролевое взаимодействие его участников.
Речевое взаимодействие – это объединение, координация и взаимодополнение усилий участников общения для определения, приближения и достижения коммуникативной цели и результата речевыми средствами. Речевое взаимодействие является важным условием организации учебной работы школьников на уроке иностранного языка, с помощью которого можно рационально использовать учебное время, активизировать речемыслительную деятельность учащихся, повышать развивающий эффект обучения. Оно позволяет также наиболее полно решать задачи интенсивного обучения иностранным языкам .
Речевое взаимодействие не может быть представлено в виде готового и заранее заданного текста, поскольку любой текст есть итог монологической, диалогической или групповой речемыслительной деятельности. Один из аргументов в защиту «текстового» общения заключается в том, что школьникам необходимо вначале усвоить текст, после чего они смогут его самостоятельно варьировать.
Конечно, заманчиво сразу же после тренировочных упражнений побуждать учащихся к неподготовленной форме речи, к импровизации, чтобы они были абсолютно свободны в выборе языковых средств при выражении своих собственных мыслей. Но качество неподготовленной речи по всем характеристикам: темп, точность в осуществлении замысла, зависит от того, предшествовала ли ей стадия более жесткого управления деятельностью учащихся в виде подготовки речи, когда они разыгрывали роль на основе предложенных им опор .
Особенно тщательно следует выверить время, отводящееся на завершение ролевой игры, – так чтобы не выйти за рамки программы как целого. Для этого учителю можно либо вписать механизм завершения в саму ролевую игру или вступить в игру самому, либо вмешаться с позиции учителя.
Одной из самых распространенных ошибок в ролевой игре является недооценка времени, отведенного для дебрифинга.
Понятие «дебрифинг» пришло из военной среды. Первоначально оно означало «выдаивание» из участников знаний, которые они приобрели в ходе военной операции. Этот термин вошел в словарь моделирования и игр, поскольку он подразумевает, что весь процесс осуществляется к выгоде учителя. Предполагается, что в своей основе дебрифинг означает проверку правильности приобретенного урока и доведение информации до сведения учителя. Хотя для многих задач именно процесс дебрифинга является временем, когда приобретенный урок запечатлевается в сознании ученика. То есть, время, когда возможно проанализировать последствия действия и сделать выводы. Именно здесь можно вычленить все ошибки и недоразумения. Главным же является то, что только с помощью хорошо проведенного дебрифинга удастся выявить скрытый смысл переживаний учащихся и составить планы дальнейшего изучения темы.
Другое о педагогике:
Решение качественных задач
Тульчинский М. Е. писал: " Решение качественных задач способствует более глубокому усвоению материала, развивает сообразительность, мышление, вызывает интерес к физике". Качественные задачи вызывают больший интерес, если в них предлагается дать объяснение тем или иным явлениям природы или ...
Мотивация учебно-производственной деятельности учащихся
Мотивация доступна наблюдению мастеру п/о. Ее довольно легко обнаружить по отношению учащегося к учению и труду. Изучение учащихся будет более целенаправленным, если проводить наблюдения мотивационного состояния учащихся на уроке п/о по следующим признакам: 1. Характер деятельности учащихся в проце ...
Дидактические игры на уроках английского языка
В настоящее время основным принципом работы современного педагога является не только целенаправленное воздействие на каждого обучаемого, его личностные установки, но и оптимизация совместной деятельности учащихся. Именно учебно-дидактические игры оказывают при этом большую роль. Они активизируют уч ...