Принцип активности в процессе обучения был и остается одним из основных важнейших понятий в дидактике. Под данным понятием подразумевается такое качество деятельности ребенка, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, а также результативностью и соответствием социальным нормам. Такую активность ребенка можно вызвать целенаправленным педагогическим воздействием и организацией педагогической среды.
Познавательная активность учащихся – понятие очень широкое. Но ее можно конкретизировать путем выделения двух тесно связанных между собой, но все-таки отличительных друг от друга задач:
1. как сосредоточить внимание и интерес учащегося на данном конкретном материале, или, что одно и то же, как сделать материал настолько привлекательным, чтобы он проникал не только в голову, но и в душу;
2. как сформировать у учащегося постоянную познавательную активность, которая характеризовалась бы его встречным движением к учебному материалу, даже на первых порах и не очень привлекательному.
Достичь этих задач, значит заинтересовать и активизировать учащихся с помощью занимательных форм заданий. Активными формами работы следует считать те формы, которые требуют от выполняющих ее учащихся напряжения, внимания, запоминания. Для повышения эффективности закрепления материала нужно использовать упражнения с элементами занимательности, к которым относится игра. «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить», – М. Горький.
Игра – это вид деятельности в условиях, ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме проведения занятий происходит по следующим направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства.
Игровые технологии относятся к игровому обучению, в основу классификации которого положены два признака: наличие модели, предмета или процесса деятельности и наличие ролей, характер общения обучаемых.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве урока или его части: введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля;
-как технологии внеклассной работы.
Различные виды игр используются практически на всех ступенях обучения.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций. Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием, она тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных учеников. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главой цели – творческо-поисковой деятельности. Ученики повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже поэтому, игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма социального опыта, одна из сложных способностей человека.
Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажая свои психофизические, интеллектуальные способности, как в игре. Игра – регулятор всех жизненных позиций учащегося. Школа игры такова, что в ней обучаемый – и ученик, и учитель одновременно.
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:
Схема 3 − Функции игровой деятельности
Рассмотрим подробнее особенности всех этих функций:
Другое о педагогике:
Экспериментальное изучение взаимосвязи оценки отношений
подростка и уровня его субъективного
ощущения одиночества
Основной целью констатирующего эксперимента было выявление взаимосвязи оценки отношения подростка с классом и уровнем его субъективного ощущения одиночества. В соответствии с целью и гипотезой, перед исследованием были поставлены следующие задачи: - определить оценку отношений подростка с классом; ...
Классификация предтестовых заданий и общие требования к ним
Классификация предтестовых заданий. В соответствии с наиболее часто встречающейся в отечественной и зарубежной литературе классификацией предтестовых заданий выделяют: 1) задания с выбором, в которых учащиеся выбирают правильный ответ из данного набора ответов; 2) задания с конструируемым ответом, ...
Структура культуры
Структура культуры будущего специалиста состоит из следующих составляющих: мышление; эмоционально-волевые проявления; способы деятельности и поведения; ценности и ценностные ориентации; знания; опыт; традиции, нормы, связанные с историческими способами жизнедеятельности человека, семьи, сообщества, ...