Лингводидактический аспект формирования связной речи у детей

Страница 2

Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развёрнутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации. Однако она сохраняет ряд признаков, которые присущи всем формам устной речи. По сравнению с диалогом, монологическая речь более контекстна и излагается в более полной форме, с тщательным отбором адекватных лексических средств и использованием разнообразных, в том числе сложных, синтаксических конструкций .

Монологическая речь зависит от того, какие задачи ставит пред собой говорящий и в какой вид контекстной деятельности включена эта развернутая устная речь.

С лингвистической точки зрения монологическая речь характеризуется полносоставностью предложений и развернутым изложением мыслей. В лингвистической литературе выделяется ряд разновидностей устной монологической речи, или "функционально-смысловые" типы. Основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные рассуждения.

Сообщение о фактах действительности, состоящих в отношениях одновременности, называется описанием. Оно представляет собой относительно развернутую словесную характеристику предмета или явления, отображение их основных свойств или качеств. Описывая кого-нибудь или что-нибудь, перечисляются присущие им признаки или свойства. Поэтому в описаниях много имен прилагательных, причастий.

Сообщение о фактах, находящихся в отношениях последовательности, называется повествованием.

Особый вид высказывания, отражающий причинно-следственную связь каких-либо фактов (явлений), называется рассуждением. В структуру монолога-рассуждения входят: исходный тезис (информация, истинность или ложность которой требуется доказать), аргументирующая часть (аргументы в пользу или против исходного тезиса) и выводы. Рассуждение складывается из цепи суждений, образующих умозаключения. Основной частью рассуждения являются доказательства (цепочка доказательств). В рассуждениях могут быть использованы элементы описания. Таким образом, рассуждение - самый сложный способ изложения.

В процессе развития устной монологической речи, особенно на начальном этапе, определенную роль играет пересказ - воспроизведение прочитанного текста в устной форме. Пересказ знакомит учащихся с образцовыми текстами. В процессе подготовки к пересказу обогащается словарь, вырабатываются навыки уточнения темы, определения основной мысли, выделения составных частей, усваиваются приемы подготовки к устным высказываниям - составление плана и рабочих материалов. В зависимости от характера такого задания принято различать виды пересказа: выборочный пересказ, пересказ с заменой лица рассказчика, пересказ с заменой диалога повествованием, сжатый пересказ, пересказ с элементами рассуждения, пересказ с вымышленным продолжением.

Однако существует ряд особенностей, общих для устной диалогической и устной монологической речи. Устная монологическая речь - это речь, обращенная к живому собеседнику, реакции собеседника позволяют говорящему корригировать свое высказывание по ходу сообщения. Таким образом, устная монологическая речь в некоторых случаях может переходить в скрытую форму диалогической устной речи. Как монологическая, так и диалогическая устная речь кроме средств языковых кодов располагает рядом дополнительных средств, таких как: жесты, мимика, интонация и т.д. Как диалогическая, так и монологическая речь может иметь грамматическую неполноту. Так устная монологическая речь может находиться в различных отношениях к практическому действию. В зависимости от этого принято различать две формы устной монологической речи, такие как драма и эпос. Драма сближает устную монологическую речь с действием и диалогом, то эпос сближает ее с письменной речью, то есть часто используют грамматически полные конструкции, сложные формы управления, не применяют внеязыковые маркеры.

Таким образом, связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер систематического последовательного развёрнутого изложения. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и становление сознания, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом.

Страницы: 1 2 


Другое о педагогике:

Самая превосходная должность под солнцем
Душой и сердцем воспитания является учитель, от него зависит будущее мира. От воспитания детей зависит «исправление человеческих дел на земле», развитие всего общества. «Следующий век будет именно таким, какими будут воспитанные для него будущие граждане». Должность учителя ответственна и высока, о ...

Роль игры в формировании детского коллектива
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. "Игра - это огромное светлое окно, чер ...

Теоретическая разработка полихудожественного подхода и его преломления в музыкальной педагогике
полихудожественный урок музыкальная литература Проблему взаимодействия искусств в художественном воспитании нельзя отнести к разряду новых. Уже в 20-е годы подходы к ней просматриваются в деятельности основоположников общей педагогики и педагогики искусства – П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, А.С. Мака ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru