Виды детского ручного труда

Страница 3

Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев руки оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т.д.).

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.

В полугодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки.

Также развивающие занятия на развитие мелкой моторики можно проводить с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней – шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие, а также развивает мелкую моторику.

Вторая глава посвящена трудовому воспитанию и ручному труду дошкольноков. В первой части второй главы мы даем общее понятие о ручном трудовом воспитании.

Понятие «Ручной труд» появляется в программе воспитания и обучения в детском саду только в старшей группе (дети от 5 до 6 лет). Ручной труд призван развивать у детей желание делать что-либо своими руками, мастерить. В рамках ручного труда в старшей группе необходимо приучать использовать в самостоятельной деятельности навыки работы с природным материалом, бумагой, картоном, приобретенных на занятиях. А также формировать умение делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (бинокли, флажки, сумочки, шапочки, книжки, игрушечную мебель и т.д.); сувениры для родителей, сотрудников детского сада, малышей, украшения на елку.

В подготовительной группе продолжают развивать желание заниматься ручным трудом у дошкольников и приучать к самостоятельной деятельности, использовать навыки работы с природным материалом, бумагой, картоном, приобретенные на занятиях.

В этом возрасте рекомендуется формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (бинокли, флажки, сумочки, шапочки, книжки, игрушечную мебель, салфетки); сувениры для родителей, сотрудников детского сада, малышей; украшения на елку.

Также необходимо привлекать детей к участию в изготовлении пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробочки, счетный материал и прочее), в ремонте книг, настольно-печатных игр. Учить экономно и рационально расходовать материалы и учить детей пользоваться иглой, выполнять шов вперед иголку и через край, пришивать пуговицы.

Значение ручного трудового воспитания трудно переоценить, потому как именно уроки ручного труда предоставляют совершенно исключительные, уникальные возможности для пополнения запаса жизненных впечатлений ребёнка. Здесь они работают с самыми разными материалами и через ощущения и восприятие получают информацию об их свойствах: тяжелые, легкие, гладкие и шероховатые, твердые, хрупкие и мягкие, пластичные и т. д.

Отличительная особенность ручного трудового воспитания состоит в том, что они базируются на предметно-практической деятельности, а известно, что практические действия с предметами обеспечивают ребенку, прежде всего, чувственное (сенсорное) познание действительности.

Задача обогащения сенсорного опыта как основного источника знаний об окружающей действительности остаётся актуальной на протяжении всего дошкольного периода.

Систематизация ручного труда возможна по разным основаниям: материалам, используемым в работе, по учебным операциям, по целям, способам организации и т.д.

Как мы выяснили в первой главе, способность манипулировать руками в эволюции человечества послужила одной из отправных точек в развитии интеллектуальных способностей. Проекция кистей рук широко представлена в двигательной и сенсорной зонах коры головного мозга, и намного больше, например, проекции спины или ног (а площадь проекций пропорциональна сложности управления соответствующими мышцами).

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста
Физическая культура - ограниченная часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. В основе физической культуры лежит целесообразная двигательн ...

Пути формирования коммуникативной компетенции учащихся 2 классов при использовании дидактического сборника «Игровой калейдоскоп»
Сегодня цели и задачи, стоящие перед современным образованием, меняются – акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетенции. Именно применение дидактического сборника «Игровой калейдоскоп» поможет в формировании компетенции. Использование игр представляют мощный инструмент мотивации ...

Специальные методики и задачи обучения детей сюжетному рисованию как основа развития детского творчества
Все современные программы ДОУ уделяют большое значение развитию изобразительной деятельности детей, так как изобразительная деятельность решает целый ряд задач эстетического и духовного развития. Важное место среди этих задач отводится формированию у детей разнообразных эстетических чувств (чувства ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru