В рамках опытно-экспериментального этапа исследования было проведено изучение внимания учащихся 2 «Б» класс средней школы №1 (г. Барнаул).
Цель экспериментального исследования – выявить уровень и характеристики внимания младших школьников.
Задачи исследования:
Подобрать психологический инструментарий.
Провести экспериментальное исследование.
Обобщить результаты и сделать выводы.
Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант).
Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.
Норма объема внимания для детей 7-8 лет - 500 знаков и выше, концентрации - 7 ошибок и менее. Время работы - 5 минут.
Инструкция: "На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы - 5 минут".Пример:
Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера).
Инструкция: "Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу".
Анализ результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.
Оценка: Высокий уровень устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок. Средний уровень устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками. Низкий уровень устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками. Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками (по М.П.Кононовой).
Таблицы Шульте.
Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.
Инструкция: "Покажите указкой и назовите все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь". Процедура проведения исследования: Предъявляется таблица, и по сигналу "начали" исследователь включает секундомер. Фиксируется время работы с каждой из таблиц. (Таблицы даны в уменьшенном виде.)
Анализ результатов: Сравнивается время работы по каждой из таблиц. Норма - 30-50 сек на 1 таблицу. Средняя норма - 40-42 сек. В норме на каждую из таблиц уходит примерно одинаковое время.
Анализ и интерпретация результатов
По методике «Корректурная проба» были получены следующие результаты:
Таблица 1 – Результаты оценки объема и концентрации внимания по методике «Корректурная проба»
№ |
Имя |
Объем |
Кол. ошибок |
Показатель нормы |
1 |
Катя Д. |
512 |
5 |
норма |
2 |
Аня Н. |
456 |
8 |
ниже нормы |
3 |
Марина Ц. |
422 |
9 |
ниже нормы |
4 |
Рома Н. |
541 |
7 |
норма |
5 |
Антон Ш. |
562 |
6 |
норма |
6 |
Рома Ш. |
434 |
9 |
ниже нормы |
7 |
Дима К. |
398 |
10 |
ниже нормы |
8 |
Наташа М. |
489 |
7 |
норма |
9 |
Юля К. |
453 |
8 |
ниже нормы |
10 |
Наташа Ш. |
436 |
9 |
ниже нормы |
11 |
Надя З. |
389 |
12 |
ниже нормы |
12 |
Юра Г. |
510 |
5 |
норма |
13 |
Галя К. |
466 |
9 |
ниже нормы |
14 |
Света А. |
491 |
8 |
ниже нормы |
15 |
Максим С. |
383 |
13 |
ниже нормы |
16 |
Ксюша Г. |
478 |
9 |
ниже нормы |
17 |
Таня К. |
508 |
7 |
норма |
18 |
Олеся Р. |
403 |
8 |
ниже нормы |
Другое о педагогике:
Создание предметно – развивающей среды для организации работы по развитию
конструктивной деятельности в дошкольном возрасте
Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования трактуют понятие "Предметная развивающая среда" как систему материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующую содержа ...
Формы организации детей по формированию навыка «труд в
природе»
Формами организации деятельности детей являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке. Занятия. Проводятся они в определенные часы по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На занятиях воспитатель не только сообщает детям новые сведен ...
Процессы памяти при обучении лексической стороне речи
В изучении иностранных языков находят свое выражение сложные процессы памяти. Психологические исследования в области памяти имеют для методики обучения иностранному языку особенно важное значении. Изучение свойств памяти помогает понять закономерности усвоения владения языком. Согласно словарю памя ...