Тех, кто "выбирает тайну", наиболее устроит проблемный тип учебника. Он развивает диалектическое (проблемное) мышление, обучение происходит через понимание изучаемых явлений и процессов, через поиск и формирование интереса к исследовательской деятельности. В данном типе учебника обучающий курс выглядит как отрасль науки, описываются научно-исследовательские проблемы, подчеркивается их дискуссионность. Такие учебники оставляют студенту возможность формировать собственную точку зрения по тому или иному вопросу. Но использование данного типа учебника предполагает изучение дополнительной литературы. В идеале студенту хорошо бы найти все три типа учебника по тому или иному курсу и анализировать их в совокупности.
Освоение учебника несколько отличается от чтения другой литературы. Форма учебника призвана облегчать процесс получения знаний. Можно предложить следующую методику работы с учебником:
просмотр оглавления, введения или предисловия;
в каждой главе обратить внимание на боковые заголовки, выделяющие структурные части изложенного;
внимательно прочитать слова, выделенные особым шрифтом слова - это, как правило, термины, понятия, закономерности;
изучить иллюстрации и графический материал, если он есть;
попытаться определить главное;
сформулировать изложенное мысленно своими словами, подкрепить их примерами из практики;
сделать общий вывод.
Под учебным пособием в современной педагогической классификации понимаются все материальные средства обучения, используемые в учебно-воспитательном процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках. Для каждого учебного предмета разрабатывается система учебных пособий, между которыми существуют связи, определяемые содержанием предмета, методикой преподавания, особенностями усвоения того или иного содержания (хрестоматии, рабочие тетради, практикумы и т.д.).
Сегодня в высшей школе внедряется идея создания учебно-методического комплекса. УМК - это совокупность объединенных между собой единой концепцией учебников, методических пособий, учебных пособий, хрестоматий, практикумов, рабочих тетрадей, словарей.
Монография - научное исследование, посвященное одному вопросу, теме. Характеризуется монография единой тематикой, определенностью и развернутостью концепции, богатством фактического материала, расположение которого отражает логику развития авторской идеи. Использования в научном исследовании монографической литературы предпочтительнее, чем учебной.
К непериодическим изданиям относятся сборники научных статей в виде тематических сборников, хрестоматий научных работ, трудов научных съездов, конференций, советов, избранных трудов авторитетных ученых.
Периодическая печать - это повременно выходящие издания (журналы, газеты, сборники научных трудов). В научном плане данные издания служат целям обнародования результатов текущих научных исследований. Они оперативны, кратки, актуальны и доступны.
Самостоятельная работа студента является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе, которой происходит формирование навыков, умений и знаний и в дальнейшем обеспечивается усвоение студентом приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и, в конечном итоге, способность решать научные и практические задачи.
Самостоятельная работа является неотъемлемой частью (формой) учебно-воспитательного процесса. В действительности самостоятельная работа, ее организация играют большую роль в обучении, а также в научной и творческой работе учащихся.
Компьютер вместе с информационными технологиями открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности учащегося. Впервые возникает такая ситуация, когда информационные технологии обучения становятся и основными инструментами дальнейшей практической профессиональной деятельности человека, таким образом, образование интегрируется в жизнь на всем ее протяжении.
Другое о педагогике:
История педагогической оценки
В начале 60-х годов XIX века в учебных заведениях Российской империи отменили телесные наказания. Были предположения, что следом за ними должна уйти и школьная оценка. Дебаты по этому поводу, периодические попытки работать без оценок длились полвека. За это время был накоплен уникальный педагогичес ...
Особенности процесса обучения в зарубежной педагогике
Нововведения в содержание обучения связываются с потребностями экономики и будущей трудовой деятельностью. При составлении ряда программ в США и Канаде обычно выделяется «ядро курсов», которое может служить основой для дальнейшего обучения и нравственного формирования человека, причем «ядра» преемс ...
Взаимосвязь социального, семейного и религиозного воспитания
В предыдущей главе, мы раскрыли вопрос о невозможности религиозного воспитания вне семьи. В этой части необходимо обратить внимание на взаимосвязь социального, семейного и религиозного воспитания. Известно, что семья не одна имеет влияние на ребенка, рядом с семьей стоит знакомый и близкий социальн ...