Источники и этапы развития теории и методики физического воспитания

Педагогическая теория » Теория и методика физического воспитания как наука и учебная дисциплина » Источники и этапы развития теории и методики физического воспитания

Страница 4

в) приобретением жизненно полезных и профессиональных навыков.

Еще в 1925 г. теоретиками физической культуры во главу угла физически культурного индивида поставлено его физическое, психическое и социальное здоровье. Через 50 лет Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как "состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов".

Неполнота исходных фактических материалов и некоторые другие причины помешали тогда сформировать теорию физической культуры как целостную научную дисциплину. Развитие получила только ее часть, теория и методика физического воспитания, которая по схеме Г.А. Дюперона имела такую структуру:

а) как устроен человек и как живет и работает его организм;

б) точная цель применения всякого упражнения;

в) сущность каждого упражнения и его действие на организм;

г) как надлежит практически применять каждое физическое упражнение;

д) в каких условиях его надлежит применять.

Следующий этап интеграции знаний в общую теорию физической культуры относится к 1970-м годам XX ст. Формирование обобщающей теории физической культуры происходит в условиях активной разработки теории культуры в целом рядом ученых — таких, как В.М. Выдрин, Б.В. Евстафьев, Ю.М. Николаев, Н.А. Пономарев, Н.И. Пономарев, В.И. Столяров и др. Существенное влияние на формирование теории физической культуры оказывает развитие социологии, антропологии, социальной психологии, общей теории воспитания и других наук. Ведущим теоретиком и интегратором научных знаний в области физической культуры является профессор Л.П. Матвеев.

По своему основному содержанию общая теория физической культуры относится к общественным гуманитарным наукам, поскольку ее интересует человек и социальные факторы его направленного развития и воспитания. Вместе с тем в ней широко представлено естественнонаучное содержание, так как она ориентирована на познание особенностей физической культуры как специфического фактора совершенствования естественных (природных) качеств и способностей человека, оптимизации его физического состояния и физического развития.

По определению Л.П.Матвеева, теория физической культуры (ее общие основы) есть интегративная система научных знаний о сущности физической культуры, взятой в целом, об общих закономерностях ее функционирования, направленного использования и дальнейшего развития, прежде всего в системе факторов воспитания, социального формирования личности и оптимального развития жизненных сил человека".

Влияние социальных, политических и идеологических условий 70—80-х годов XX ст. привело к развитию и трактованию теории физической культуры как одного из действенных способов воспитания "строителя коммунизма" — гармонично развитой и социально активной личности, готовой к труду и обороне общества коммунистического типа. На первом месте рассматривались задачи тоталитарного государства: человек должен подготовить себя для труда на благо государства и к защите государства и ради этого поддерживать свою готовность как можно дольше. Отсюда и название нормативных комплексов "Готов к труду и обороне". Первоначальная идея теории физической культуры Дюперона как культуры тела и здоровья человека растворилась в идеологизации и политизации науки. Пренебрежение приоритетами интересов личности при всей доступности средств и форм физической культуры не привело ко всеобщему здоровью нации. Нельзя насильно сделать человека здоровым и счастливым.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Драматизация как средство повышения мотивации у детей к изучению английского языка
Как известно, в функционировании учебного процесса играет мотивация. Мотивация – побуждение к деятельности для достижения поставленной цели, она способствует активизации познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, побуждает к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражн ...

Проблемные ситуации как основа проблемного обучения
Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения. Условием возникновения проблемной ситуации являет ...

Принципы и содержание современного высшего гуманитарного образования
В настоящее время много говорится о том, что традиционных методов обучения недостаточно для получения качественного образования учащимися, но в то же время в высших учебных заведениях ничтожно мало количество дисциплин, которые бы преподавались в другой, качественно иной форме. Введение новых предм ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru