Одна из основных задач учителя иностранного языка – особенно в работе над развитием фонетических навыков учащихся – помощь ученикам в преодолении стеснения, создание свободной и дружелюбной атмосферы на занятиях. Наиболее эффективным методом изучения иностранного языка на начальном этапе являются игровые игровые технологии. По определению Н.П. Аникеевой, в игре моделируются жизненные ситуации, закрепляются свойства, качества, умения, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных и творческих функций.
Игра – универсальная форма дидактического взаимодействия с учеником. Она является древнейшей формой передачи знаний, поскольку не знает возрастных границ и позволяет играющим чувствовать себя субъектами процесса.
Игра эффективно повышает мотивацию, ибо нацелена не на результат, а на процесс. Даже пассивный ученик быстро подключается к игре. Играть любят все, даже те, кто не любит учиться. Но в том-то и секрет, что, играя, они учатся, даже не зная об этом. В игре активны все, потому что участниками движет азарт. Увлекшись решением учебных задач, дети не замечают, что продолжается познание. Они запоминают новое, развивают фантазию, вспоминают изученный материал, применяют его в необычных ситуациях. В игры ученики могут играть часами, практические не уставая. Они изучают новое, порой сами того не осознавая, у учащихся не возникает ощущения отторжения учебного процесса. У преподавателя скорее возникнут проблемы с излишней активностью, нежели с обычной пассивностью.
Игра подключает все каналы восприятия информации (и логику, и эмоции, и действия), а не опирается на одну лишь память и воспроизведение, и поэтому является более надежным способом усвоения и применения знаний.
Атмосфера увлечённости и радости в процессе игры даёт возможность учащимся преодолеть стеснительность в процессе говорения на иностранном языке, что так необходимо на уроках фонетики. Даже с самыми младшими школьниками процесс игры будет очень действенен – ученики получают удовольствие и, порой незаметно для себя, учатся новому. Каждый урок должен быть максимально приближен к естественному общению, чтобы учащиеся чувствовали себя свободно и не стеснялись говорить, участвовать в дискуссиях и обсуждениях.
Игровая деятельность выполняет следующие функции:
развлекательная, являющаяся объективно её основной функцией (воодушевить, пробудить интерес и т.п.);
коммуникативная – освоение диалектики межличностного общения и взаимодействия;
самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
психотерапевтическая – преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности человека;
диагностическая – определение отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
коррекционная – внесение позитивных изменений в структуру личности;
социализации – включение в систему общественных отношений, усвоение человеком норм человеческого общежития.
Языковые игры предназначаются для формирования произносительных, лексических и грамматических навыков, а также для тренировки употребления языковых явлений на подготовительном, предкоммуникативном этапе овладения иностранным языком.
Существует большое количество фонетических игр, и большинство из них рассчитано на младший школьный возраст. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока – в начале урока в качестве разминки или, например, в середине в качестве физкультминутки. К игровой деятельности так же можно отнести заучивание стихотворений и скороговорок, что помимо классной работы может быть задано в качестве домашнего задания. Однако все зависит от конкретных условий и задач работы учителя. Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо проявлять чувство меры, иначе они могут утомить учащихся и потеряют свежесть и эффективность эмоционального воздействия.
Согласно исследованиям британского педагога Джереми Хармера, правильно построенные фонетические задания не могут не мотивировать учеников на изучение языка. «Если все ученики участвуют в игре, и если они получают благоприятный отклик со стороны учителя, они получат огромное удовольствие от занятия». В связи с этим, необходимо помнить, что как бы интересно и увлекательно задание ни было, педагог не должен отстраняться от процесса, ему необходимо участвовать и быть заинтересованным не меньше, но даже больше чем сами ученики.
Другое о педагогике:
Функции процесса профессионального обучения
Социальная, педагогическая, психологическая сущность обучения наиболее полно и ярко проявляется в его практически целесообразных функциях. Среди них наиболее существенная – образовательная функция. Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, ...
Сущность педагогической технологии, предмет,
специфика
Обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогических технологий, которое стало одной из важнейших проблем педагогической науки и практики. На сегодня ученые-дидактики и учителя-новаторы разработали оптимизационную технологию организации учебного процесса на ур ...
Самоанализ профессиональной педагогической позиции личности
педагога-воспитателя
Если посмотреть в целом на функциональное назначение самоанализа, то обнаружится, что он является своеобразной визитной карточкой профессионализма педагога-воспитателя, уникальным способом его самодиагностики, инструментом опосредованной оценки уровня сложившейся у воспитателя профессиональной педа ...