Использование воспитывающих ситуаций для детей экспериментальной группы на уроках и во внеурочное время с целью формирования адекватной самооценки

Педагогическая теория » Формирование адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе через создание воспитывающих ситуаций » Использование воспитывающих ситуаций для детей экспериментальной группы на уроках и во внеурочное время с целью формирования адекватной самооценки

Страница 1

адекватная самооценка школьный воспитывающий

С целью формирования адекватной самооценки младших школьников нами был проведен формирующий эксперимент, в основу которого положена выдвинутая нами гипотеза - воспитывающие ситуации будут способствовать формированию адекватной самооценки младших школьников при следующих педагогических условиях:

4) в основе содержания воспитывающих ситуаций лежат позитивные особенности, характерные для каждого ребенка;

5) ситуации подбираются в зависимости от выявленных проявлений самооценки;

6) воспитывающие ситуации органично включаются в логику учебного процесса, при их создании учитель использует разнообразные приемы.

Исходя из этого, в ходе формирующего эксперимента предстояло решить ряд частных задач:

1) разработать ситуацию успеха с использованием приемов: снятие страха перед предстоящей деятельностью, усиление мотива деятельности и персональной исключительности для детей с заниженной самооценкой, недостаточно уверенных в себе и пассивных;

2)разработать ситуации сопереживания, соотнесения для детей с завышенной устойчивой самооценкой;

3) разработать ситуации нравственного выбора с использованием приема «даю шанс» и авансирования доверием для детей с завышенной неустойчивой самооценкой;

4) разработать ситуации творчества для детей с адекватной самооценкой;

5) разработать алгоритм включения воспитывающих ситуаций в учебно-воспитательный процесс.

Нами разработана индивидуализированная программа формирования адекватной самооценки младших школьников (таблица 6). В этой программе представлены разновидности воспитывающих ситуаций, которые были использованы для учащихся экспериментальной группы в связи с выявленными проявлениями самооценки и позитивными особенностями каждого ребенка, дано обоснование необходимости использования этих ситуаций для формирования адекватной самооценки.

Разрабатывая содержание воспитывающих ситуаций, мы придерживались следующего алгоритма:

1. Цель создания ситуации.

2. Индивидуальные проявления, связанные с особенностями самооценки, требующие создания воспитывающих ситуаций.

3. Характерные для данного ребенка положительные особенности, которые были положены в основу содержания ситуации.

4. Описание ситуации.

Воспитывающие ситуации использовались нами на различных уроках. Для этого специально выбирался наиболее удобный момент на уроке, продумывались различные возможные варианты их включения в урок, а в ряде случаев были использованы реально возникшие условия (Олег). Рассмотрим создаваемые нами воспитывающие ситуации.

Воспитывающие ситуации для Ани К. – ситуация успеха. Цель данной ситуации – освободить ее от психологического зажима, снять неуверенность в себе. Самооценка заниженная, неустойчивая.

Девочка очень обидчива, пассивна, мнительна, ранима. Аня неуверенно чувствует себя при ответах у доски и выступлениях перед аудиторией, так как считает, что у нее ничего не получится. Особенно трудно ей даются гуманитарные предметы, где нужно много говорить, выражать свое мнение, принимать участие в обсуждении той или иной проблемы. Уроки ознакомления с окружающим миром были для Ани настоящим испытанием. Она добросовестно читала текст дома, а, выходя к доске, не могла его пересказать. Поэтому, стоило лишь назвать учителю Анину фамилию, тут же слышалось в ответ: «Я не знаю…», «У меня не получится».

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Организация диагностического исследования
Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития ребенка, важнейшим средством формирования нравственной культуры, культуры межличностных отношений. Ставится задача первостепенного развития у детей интереса к труду взрослых, воспитания желания трудится, навыков элементарной деятельност ...

Тренировка музыкального слуха. Музыкальные диктанты
В пособии Барабошкиной (и для первого, и для второго классов) настройке слуха уделяется особое внимание. Каждому параграфу, начиная с параграфа предшествует рекомендация «настроить слух». Настройка слуха начинается с того момента, когда в упражнениях наряду с движением по гамме появляется и движени ...

История проблемы особенностей развивающей среды – обстановка детского сада – в разных педагогических школах
Сегодня возможность альтернативных подходов к организации обучения и воспитания детей вызывает большой интерес у педагогов и родителей. В нашей стране в настоящее время работает целое направление, которое заимствует зарубежный опыт организации воспитания и обучения детей. Дом ребенка Марии Монтесор ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru