Очень сильным побудителем выступает прием персональной исключительности. Его форма такова: «Только ты сможешь это сделать… Никто, кроме тебя… Именно ты способен это сделать…» Если человек знает, что только он может выполнить необходимую работу, он и берется за нее, полностью проявляя свои способности. Эта работа уже не является для него чем-то посторонним, он и дело сливаются воедино: человек уже стремиться выполнить это дело, преодолев все трудности. Это и становится залогом успеха. Персональная исключительность в качестве стимулирующего приема снимает неуверенность в себе, застенчивость, помогает преодолеть робость, инертность, неуверенность в себе, лень.
Чтобы обеспечить субъективное переживание успеха, при оценке выполненной работы следует выделить какую-то ее деталь, именно ее объявить удачной, оригинальной, яркой, необычной. Не следует же оценивать достижения ребенка в целом, т.к. далеко не всегда полностью выполненная работа может быть оценена очень высоко. Но какая-то сторона этой работы, получается хорошо, именно этим владеет лучше всего именно этот воспитанник. Например: конкурс рисунков. Педагог отличает в каждом рисунке наиболее значимые детали: удачный фон, особенный колорит, мягкость линий, новизну сюжета, интересный подбор цвета и т.п. Ребенок верит данной оценке и искренне переживает успех своих творческих усилий. Остальная оценка объективна, справедлива и гуманна, в ней спрятан огромный потенциал стимулирующего влияния на всю последующую деятельность.
Формула технологии создания успеха:
1) У тебя это обязательно получится…
2) Это очень важно…
3) Именно ты и мог бы выполнить это дело…
4) И это вовсе не сложно… Даже если не получится, ничего не страшно…Я уверен, что ты не забудешь про…
5) Вот эта деталь получилась прекрасно!
Ситуация успеха в какой-то части своей носит характер искусственно создаваемой. Такая ситуация носит временный характер. Она должна в дальнейшем корректироваться путем постепенного (когда ребенок поверит в свои силы) указания на недостатки и их совместное, а потом и самостоятельное исправление.
Прием «Следуй за нами». Есть дети с интеллектуальной запущенностью, с леностью мысли. Запас знаний небольшой. Навыки самостоятельной работы не развиты. Самое главное, уровень их притязаний в учебе не высок. Они вполне довольны своим положением.
Есть у них и достоинства. Они доброжелательны, у них хорошие отношения с учителями, и с товарищами. Поведение у них устойчивое, без взлетов и падений, без вспышек эмоций. Добросовестно выполняют общественные поручения. О таких учениках нередко говорят: «Звезд с неба не хватает, но хороший, милый ребенок». У сверстников имеют репутацию надежного друга, верного товарища.
Смысл педагогической тактики состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль школьника, дать ему возможность обрести радость познания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания и результатом усилий. Прием «Следуй за нами» построен на конкретном алгоритме. Это первая ступень пробуждения ума, когда ребенку хочется догнать ушедших вперед одноклассников.
Алгоритм начинается с диагностики интеллектуального фона коллектива. Можно ли разбудить мысль школьника, вызвать у него ожидание радостной реакции от окружающих, если большинство из них тоже находится в состоянии интеллектуальной спячки, если нет общего настроя на учебу, на творчество, на углубленный интерес хотя бы к некоторым предметам? Такое встречается в нашей современной школе, и явление это не экстраординарное.
Другое о педагогике:
Интегрированные занятия
В настоящее время интегрированные занятия в дошкольных учреждениях стали пользоваться большой популярностью. Интеграция — это система, предлагающая объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных курсов в единое целое. Интегрированное занятие — это занятие, которое базируется на осн ...
Средства воспитания народной педагогики
Под средствами воспитания народной педагогики понимаются каналы воздействия на сознание и поведение ребенка с целью сообщения необходимых полезных сведений, формирования практических умений и навыков, развития мотивов привычек нравственного поведения. Среди исследователей народной педагогики нет ед ...
Принцип природосообразности К.Д. Ушинского
На принципе природосообразности выстроена вся дидактика К.Д. Ушинского. Ему принадлежит крылатый афоризм: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". Он разъяснял, что прочно усваивается только то, что соответст ...