Усиление гуманистических и демократических тенденций в жизни современного общества требует переноса акцентов в процессе воспитания с массовых педагогических явлений на личность ребёнка, детального изучения возможностей и обстоятельств его индивидуального развития, условий самореализации человека на различных этапах его жизнедеятельности. В связи с этим в настоящее время в процессе воспитания личности педагоги во всех во всех учебно-воспитательных учреждениях встречают достаточно серьёзные трудности на пути перехода от образовательного стандарта до практического осуществления формирования творческой, всесторонне развитой личности обучаемого, способного на вхождение в современную культуру общества, будущего гражданина на уровне мировой культуры.
Как показывает социологическая статистика нашей страны, современная молодёжь отличается агрессией, низким уровнем культуры, низким уровнем культуры общения. Поэтому проблема педагогики заключается в этом плане прежде всего в том, что с раннего детства, в дошкольный период необходимо ребёнку прививать определённые правила культуры общения в своём коллективе и с взрослыми. Это будет первым и основным шагом введения ребёнка в общество. Однако воспитание культуры общения ребёнка в данный момент происходит в основном за счёт общих массовых мероприятий и практически исключает индивидуальный подход, который на современном этапе развития таких наук как психология (Я - концепция) и педагогика предполагает обязательным изучение педагогом индивидуальных особенностей данного ребёнка с позиции его физиологии, врождённых задатков, состояния здоровья и т.д. Педагог должен весьма внимательно взвесить все эти составляющие личности ребёнка и сделать выводы о его будущем. Известно, что педагог стоит между личностью воспитуемого и обществом. Поэтому он должен очень тонко относиться к воспитанию ребёнка. В этом случае, на смену массовых воспитательных мероприятий приходит педагогика тонкого индивидуального подхода. Прогрессивные педагоги во все времена уделяли внимание вопросу об индивидуальном подходе к детям. Этой проблемой занимались такие великие люди как Сократ, Я.А. Каменский, Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, Р. Оуэн, К.Д. Ушинский, Л.Н, Толстой, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Е.Н. Водовозова, А.С. Симонович, С.А. Люгебиль, Н.А Кудрянова, М.Х, Свентицкая, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Е.А. Аркин, Р.И. Жуковская, Александра Платоновна Усова, Е.А. Флёрина, Н.Н. Ветлугина, Н.П. Сакулина и другие.
Проблема индивидуального подхода к детям не может быть успешно решена без знания педагогом психологии и возрастных особенностей. Этими вопросами занимались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Любинская, А.Г. Ковалёв, В.Н. Мясищев, Н.Д. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.В. Петровский, В.С. Мухина, В.В. Давыдов и другие.
Таким образом, мы видим, что в настоящее время имеется достаточно много практических разработок применения к дошкольникам. Однако анализ этих работ показывает, что в них пока в недостаточной мере изучено влияние индивидуального подхода на повышение уровня развития речи детей. Известно, что в формировании творческой, разносторонне развитой, культурной, общительной личности и воспитании характера ведущую роль играет деятельность. А ведь общение, развитие правильной красивой речи, усвоение лексических единиц родного языка является видом умственной деятельности. Проблема индивидуального подхода не может рассматриваться вне деятельности, т.к. только в деятельности, особенно умственной, проявляется индивидуальность человека, его отношение к окружающим людям, выявляются его интересы, активность и способности. Всё это можно узнать при общении с человеком. И от того, как развита его речь, насколько грамотно, красиво и выразительно он может говорить, выражать свои мысли, потребности, эмоции зависит его будущее, его дальнейшая судьба.
В связи с этим возникает определённая проблема педагогики по вопросу индивидуального подхода к детям на занятиях по развитию речи.
Таким образом, актуальность предложенной проблемы обусловлена разработанными в недостаточной мере вопросами педагогики, касающихся особенностей индивидуального подхода к детям на занятиях по развитию речи.
Объект исследования: процесс развития речи у детей среднего дошкольного возраста.
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние индивидуального подхода на повышение уровня эффективности развития речи дошкольников.
Гипотеза: индивидуальный подход на занятиях будет способствовать активизации речевой деятельности детей при выполнении следующих педагогических условий:
- учёт особенностей психо-физиологического развития детей среднего дошкольного возраста;
- учёт индивидуального уровня развития речи дошкольников;
- целенаправленное и систематическое включение элементов драматизации в процесс обучения
Основные задачи исследования:
- проанализировать состояние проблемы в теории и практике;
- определить критерии уровня развития речи детей;
- выявить особенности усвоения родного языка;
- разработать, научно обосновать и экспериментально проверить методику индивидуального подхода на занятиях по развитию речи.
Методы исследования.
В процессе реализации задач исследования на всех его этапах использовался комплекс методов: теоретический анализ психолого-педагогической, филологической и методологической литературы, который дал возможность определить основные положения, составившие научно-теоретическую основу исследования; наблюдение и анализ серии занятий с целью выявления уровня развития речи у детей средней группы дет.сада; диагностика уровня усвоения родного языка у дошкольников; педагогический эксперимент использовался для выявления уровня влияния индивидуального подхода на развитие речи детей.
Экспериментальная база исследования.
Педагогический эксперимент проводился в течение двух месяцев на базе ДУУ №6 «Радуга» г. Керчи. В эксперименте приняли участие 20 детей среднего дошкольного возраста.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе теоретически осмысливалась проблема, формулировалась гипотеза, теоретически обосновывалась значимость индивидуального подхода на занятиях по развитию речи.
На втором этапе проводилась экспериментально-исследовательская работа, в ходе которой осуществлялась апробация и экспериментальная проверка разработанной методики индивидуального подхода, способствующей усвоению лексических единиц родного языка и росту речевой активности детей.
На третьем этапе анализировался и обобщался полученный экспериментальный материал, формулировались выводы, разрабатывались методические рекомендации по организации проведения занятий по развитию речи, способствующие эффективному усвоению родного языка детьми среднего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании эффективности использования индивидуального подхода как средства развития и активизации родной речи дошкольников; выявление критериев усвоения лексики родного языка, их характеристика; определение уровней развития речи детей.
Практическая ценность исследования состоит в разработке и апробировании методики использования элементов драматизации на занятиях по развитию речи, способствующих повышению речевой активности детей среднего дошкольного возраста.
Другое о педагогике:
Телекоммуникационный проект и его использование
в учебном процессе Телекоммуникационные сети, позволившие учащимся и учителям из разных стран общаться друг с другом, появились в начале 80-х годов. Телекоммуникации тогда использовались лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку вся сетевая работа заключалась в обмене письмами между учащ ...
Особенности формирования связной речи у детей с легкой
степенью умственной отсталости
Грубые недостатки речи умственно отсталых детей привлекали к себе внимание многих исследователей, таких как А. Бине, Э. Сеген, Т. Симон, И.Е. Эскироль и др. уже на самых ранних этапах становления дефектологии и расценивались как один из основных критериев аномалии умственного развития. Так же больш ...
«Мораль» – основная категория нравственного воспитания
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуля ...