Особым свойством музыкального слуха, основанном на воображении и представлении, является внутренний слух. Внутренний слух вторичен, так как он опирается на слуховой опыт, на те сведения, которые он получил от внешнего. Поэтому в трудах, посвященных внутреннему слуху, большое внимание уделяется музыкальной памяти как «хранилищу» всех этих сведений. Внутренний слух может действовать как непроизвольно, так и произвольно. Внутренний слух помогает при чтении нот глазами, без участия инструмента (что бывает полезно не только на занятиях по теоретическим дисциплинам, но и при разучивании репертуара по специальности).
Один из наиболее эффективных способов развития внутреннего слуха – слушание музыки с нотами в руках.
Развитие внутреннего слуха – это не в последнюю очередь тренировка памяти.
Музыкальная память – это необходимый компонент музыкальных способностей; вместе с тем музыкальная память не может одна обеспечить развития музыкальных навыков. Музыкальная память при этом – всего лишь одна из разновидностей памяти, и общие закономерности памяти применимы к музыкальной ее разновидности .
Память состоит из трех этапов: запоминания, хранения и воспроизведения. Запоминание, как и восприятие, обладает определенной избирательностью, которая зависит от направления личности. Непроизвольное запоминание музыки – это неотъемлемая часть музыкальности; однако для начинающего музыканта более важной является тренировка произвольного (сознательного) запоминания, связанного с развитием интеллекта. Другое направление при работе над музыкальной памятью – умение пользоваться различными типами музыкальной памяти.
Выделяются следующие типы музыкальной памяти: слуховая
(основа для внутреннего слуха; позволяет узнавать и произведения целиком, и отдельные элементы музыкальной речи; важна не только музыкантам, но и людям других профессий), зрительная
(умение запоминать написанный нотный текст и мысленно воспроизводить его при помощи внутреннего слуха; на начальном этапе обучения обычно весьма слабо развита, поэтому требует особого внимания); двигательная (моторная
) (она же игровое движение; важна в исполнительской практике; связана не только с движениями мышц руки, но и с движениями мышц лица (у исполнителей на духовом инструменте), мышц брюшного пресса, голосового аппарата (у вокалистов) и т.д.); эмоциональная и смешанная
.
Другое о педагогике:
Уроки с измененными способами организации
1. Урок-лекция. Школьная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающегося большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств, обобщений, когда необходимо сформировать целостное представление о предмете. Основные условия организации ...
Значение коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку учащихся
2 классов
Отличительные для нашего времени изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержании – все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Современному ученику ...
Сущность и структура сюжетно-ролевой игры
Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила. Главное изменение в по ...