В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе воспитания и становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего учебно-воспитательного процесса.
Вовлечение семьи в учебно-воспитательный процесс способствует разделению ответственности обеих сторон за результаты обучения и воспитания подрастающего поколения. Целью и семьи и школы является создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и однонаправленности усилий в развитии личности ребенка, мотиве его обучения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала.
В настоящий момент отношения между семьями и образовательными учреждениями обнаруживают проблемы, связанные с несовпадением взаимных ожиданий. Многие семьи не удовлетворены качеством школьного образования, аргументируя это тем, что образовательные учреждения не помогают детям быть социально защищёнными, не формируют у детей способности к самореализации, не оказывают родителям необходимой психолого-педагогической помощи. Со своей стороны школа предъявляет серьёзные претензии к родителям детей с проблемами в обучении и поведении, как недостаточно компетентным воспитателям, не выполняющим свои обязанности по отношению к собственным детям, не создающим необходимых условий для удовлетворения потребностей детей в защите, уходе, сохранении здоровья, в развитии своих интересов.
В современном мире растёт понимание семьи как определяющей не только развитие личности ребёнка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Семья является главной и непосредственной составляющей из всех структур, влияющих на развитие, формирование и воспитание личности. Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определённые модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Ребёнок «впитывает» дух и быт родной семьи, все нравственные нормы, которые отражены в поведении окружающих.
Если школа сделает родителей своими союзниками, то она станет сильнее во всех отношениях. Взаимодействие с родителями должно носить характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации. Данное обстоятельство поможет избежать традиционных конфликтов между школой и родителями. В свою очередь, семья должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ребёнка. И если содружество семьи и школы состоится, то обе стороны достигнут результата.
Актуальное значение приобретает взаимодействие семьи и школы в системе коррекционно-развивающего образования, главной целью которого является создание в условиях общеобразовательной школы среды, которая изначально исключила бы возможность негативного влияния на ребёнка, а учебную деятельность детей сделала бы деятельностью лечебной.
Реализация социальной функции коррекционно-развивающего образования диктует необходимость специального внимания к положению воспитания ребёнка в семье, к выстраиванию партнёрских отношений с нею в целях воспитания полноценного, социально адаптированного гражданина. Необходима помощь семье в преодолении тех недостатков в развитии детей, которые осложняют процесс их учения и социализации.
При этом помощь школы, как профессионально подготовленного субъекта воспитания, предполагает знание закономерностей жизнедеятельности семьи и связанных с ними особенностей воспитания детей.
Дидакты педагогики Ю.К. Бабанский, Н.К. Крупская, В.А. Сластёнин, К.Д. Ушинский определяют воспитание как целенаправленный и организованный процесс формирования личности.
Процесс взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся освещался в работах Ю.К. Бабанского, Т.В. Воликовой, И.В. Гребенникова, И.В. Лаптевой.
Изучением воспитания младших школьников с трудностями в обучении занимались учёные-педагоги Е.Р. Смирнова, В.В. Ткачева, А.А. Хилько, С.Г. Шевченко и другие, раскрывшие содержание и структуру данного понятия. Психологические аспекты проблемы освещались в работах Л.С. Выготского, А.А. Любленской, И.Ф.Марковской, М.Н.Фишман и других.
Исследования проблем семей, воспитывающих ребёнка с трудностями в обучении (Я.В. Крючева, С.Г. Шевченко и др.), указывают на необходимость разработки специальных мер, направленных на оказание помощи родителям, а в рамках коррекции предлагается консультирование их специалистами различных профилей.
Е.А Екжанова, Е.А. Стребелева, С.Г. Шевченко исследовали вопросы, связанные с коррекционно-развивающим обучением и воспитанием детей с трудностями в обучении.
Формы и содержание работы с родителями, предложенные Т.Н. Волковской, ориентированы на их сотрудничество с коррекционными классами.
Разработкой путей создания системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребёнка с трудностями в обучении, занимались современные учёные В.В.Ткачёва и Н.Г. Королевская.
Т.А. Власова, B.C. Лубовский, Г.Е. Сухарева и другие изучили причины задержки психического развития, раскрыли особенности познавательной и эмоциональной сфер личности учащихся с задержкой психического развития, определили их типы.
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, изучения опыта работы учителей начальной школы была определена и сформирована проблема исследования, которая заключается в выявлении эффективных форм организации взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания младших школьников с трудностями в обучении.
Коррекция недостатков развития детей предполагает объединение усилий семьи и школы. Учителя и родители являются партнёрами в воспитании учащихся. В своём союзе они руководствуются общей программой развития детей, опираясь при этом на сильные стороны семейного и школьного воспитания. Отношение партнёрства предполагает равенство сторон, взаимные доброжелательность и уважение. Совместная деятельность школы и семьи направлена на развитие у детей нравственных качеств, физического здоровья, интеллектуальных качеств, эстетического восприятия окружающего мира.
Актуальность выявленной проблемы определили выбор темы: «Психолого-педагогические условия развития теоретического мышления младших школьников в процессе обучения математике».
Цель исследования – выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия наиболее эффективного развития теоретического мышления младших школьников на уроках математики.
Объект исследования – процесс обучения математике младших школьников.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия теоретического мышления младших школьников в процессе обучения математике.
Гипотеза исследования: развитие теоретического мышления младших школьников в процессе обучения математике будет наиболее эффективным, если создать необходимые психолого-педагогические условия:
- учтены социопсихологический аспект современной семьи и психолого-педагогическая характеристика детей с трудностями в обучении;
- использованы формы взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания младших школьников с трудностями в обучении.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить психологические особенности теоретического мышления младших школьников.
3. Определить психолого-педагогические условия развития теоретического мышления младших школьников на уроках математики.
4. Подобрать упражнения для коррекции мыслительной деятельности и провести коррекцию мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения математике.
5. Проверить в ходе опытно-экспериментальной работы эффективность психолого-педагогических условий развития теоретического мышления младших школьников на уроках математики.
С целью доказательства состоятельности выдвинутой гипотезы использовались следующие методы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Анкетирование.
3. Наблюдение.
4. Эвристическая беседа.
5. Диагностические методики.
6. Эксперимент.
7. Методы математической статистики.
8. Графическая обработка результатов опытно-экспериментальной работы.
Практическая значимость квалификационной работы заключается в следующем:
- разработан комплекс упражнений для диагностики мыслительной деятельности младших школьников;
- подготовлены коррекционные упражнения, используемые на уроках математики в начальных классах;
- выявлены уровни теоретического мышления учащихся в __ (экспериментальном) и в ___ (контрольном) классах МОУ СОШ №___ г. Челябинска;
- разработаны методические рекомендации, необходимых для организации учителями начальных классов диагностических исследований по обозначенной проблеме
Другое о педагогике:
Формы организации детей по формированию навыка «труд в
природе»
Формами организации деятельности детей являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке. Занятия. Проводятся они в определенные часы по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На занятиях воспитатель не только сообщает детям новые сведен ...
Психолого-возрастные особенности учащихся начальных классов
Младшим школьным принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам их обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется уклад его жиз ...
Организация и результаты
собственных исследований
В нашей работе мы использовали: 1. Метод наблюдения - это целенаправленное организованное восприятие предметов и явлений. Мы наблюдали за учащимися 1 «А» и 1 «Б» классов на уроках физической культуры по лыжной подготовке. 2. Метод анкетирования. В начале исследования мы проводили анкеты с учащимися ...