Словесно-жестовый билингвизм - хорошо это или плохо

Педагогическая теория » Своеобразие словесно-жестового билингвизма глухих » Словесно-жестовый билингвизм - хорошо это или плохо

На этот вопрос в 1930 г. Л.С. Выготский, выдающийся психолог и один из основоположников отечественной дефектологии, ответил так: «Психологические исследования, экспериментальные и клинические, согласно показывают, что полиглоссия, т. е. владение различными формами речи, при настоящем состоянии сурдопедагогики есть неизбежный и наиболее плодотворный путь речевого развития и воспитания глухонемого ребенка». Говоря о различных формах речи, Л.С. Выготский имел в виду устную, письменную и жестовую речь.

Прошло 70 лет. Система обучения детей с недостатками слуха в нашей стране претерпела огромные изменения. Появление современной звукоусиливающей аппаратуры, внедрение в практику школ организованных занятий по развитию и использованию остаточного слуха открыли перед сурдопедагогикой новые возможности, и прежде всего возможности формирования устной речи глухих. В то же время, как показывают материалы, и в наши дни большинство глухих живут, учатся, работают в условиях словесно-жестового двуязычия. Поэтому, идеи Л.С. Выготского актуальны и сегодня. Выпускники специальных школ должны владеть развитой словесной речью. Это шире откроет им богатейший мир человеческой культуры, литературы, искусства, откроет доступ к новейшей информации. Это облегчит им общение со слышащими людьми.

Следовательно, повышение эффективности обучения словесной речи — одна из основных задач специальной школы. С другой стороны, сурдопедагогика не может игнорировать тот факт, что в межличностном общении большинство глухих используют главным образом жестовую речь, что вся деятельность членов Общества глухих осуществляется преимущественно при помощи жестовой речи. Поэтому и сегодня верно утверждение Л.С. Выготского, подчеркивавшего, что педагогика не может закрыть глаза на то, что, пренебрегая жестовой речью, она тем самым вычеркивает из своего круга огромную часть коллективной жизни и деятельности глухонемого ребенка.

По мнению автора, двуязычие, при котором глухие свободно владеют и словесной, и калькирующей, и русской жестовой речью, — это хорошо! Ведь в современной сурдопедагогике существуют различные точки зрения на эту проблему. И в истории обучения глухих вопрос об отношении к жестовой речи был всегда"предметом ожесточенных дискуссий.

В обучении глухих приравнивание статуса национального жестового языка к государственному (словесному) языку, означает реальное право детей с глубокими слуховыми ограничениями учиться, получать образование на родном, пространственно-визуальном языке, в условиях словесно-жестового двуязычия.

В Законе «О социальной защите инвалидов», Законе «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», подчёркивается роль жестового языка как средства обучения, воспитания и общения неслышащих детей.

В современных специальных школах наблюдается тесное педагогическое сотрудничество учителей начальной школы с педагогами жестовой речи по планированию речевого материала, пропедевтике словотолкования, подготовке к восприятию и осознанному оперированию словесной информации на занятиях по жестовой речи.

И конечно же, немаловажна проблема подготовки специалистов. Педагог, организующий специальные занятия по развитию жестовой речи и уроки жестового языка, должен быть высоко образован в области жестового языка, иметь соответствующую лингвистическую подготовку, уметь декодировать и корректировать спонтанные детские высказывания, включать их в обсуждаемый на уроке материал.


Другое о педагогике:

Развитие мальчиков и девочек в подростковом возрасте
Первый кризис, возникающий в младшем подростковом возрасте – физический кризис. Он проявляется в ускоренном росте конечностей в длину. Сначала руки, потом ноги. Дети становятся долговязыми. Отставание темпов роста туловища и, как следствие этого, замедление роста сердца и легких, т.е. наблюдается к ...

Понятие о качественной задаче в методике обучения
По характеру и методу решения большинство исследователей подразделяют учебные физические задачи на качественные и количественные. Большинство учителей и методистов относят к качественным задачам такие задачи, которые не содержат числовых значений в условии. Однако характер условия задачи не всегда ...

Фольклор и его специфика
Проблемы, которые фольклористика стремится сегодня разрешить, связаны прежде всего с вопросами теории фольклора - вопросами, бывшими в центре внимания дискуссий еще в 60-70-е гг. ХХ в. Так, Неклюдов С.Ю. писал: «Современное состояние фольклористики характеризуется, с одной стороны, известной незако ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru