Своеобразие словесно-жестового билингвизма глухих

Педагогическая теория » Своеобразие словесно-жестового билингвизма глухих

В истории сурдопедагогики четко прослеживается альтернативный подход к использованию словесной и жестовой речи как средств обучения.

Об опасности приоритетов предупреждал еще Л.С. Выготский, когда более пятидесяти лет назад, писал: "Путь преодоления трудностей заключается в полиглоссии, т. е. во множественности путей речевого развития глухих детей", в связи с чем "коренным образом должен быть изменен традиционный взгляд на конкуренцию и взаимное торможение различных форм речи в развитии глухонемого…". Ученый отмечал выразительность жестового языка и подчеркивал, что «для коренного улучшения воспитания глухих детей различные формы речи не конкуренты, а ступени, по которым глухой ребенок восходит к овладению речью».

Предыдущая отечественная система использовала только cловесную (устную, письменную и дактильную) речь, четко определив ее ведущее место и роль в обучении глухих, и в целом отрицательно относилась к жестовой. Многие исследователи вообще долгое время не обращались к проблеме использования жестовой речи в специальном образовании, что было связано с отсутствием экспериментальных фактов и невозможностью научного изучения жестового языка с позиций традиционной лингвистики. По этой причине жестовый язык долгое время считался примитивным, не достойным внимания и отрицательно влияющим на развитие словесной речи.

Научный интерес к изучению жестового языка усилился с появлением структурной лингвистики (1960 г., В. Стокку) и стимулировал проведение серии экспериментов мирового масштаба, в результате которых были получены достоверные доказательства полноценности жестового языка как лингвистической системы, его положительного влияния на уровень развития когнитивной, коммуникативной и эмоционально-познавательной сферы не слышащих детей.

В отечественной сурдопедагогике эти выводы нашли отражение в работах многих ученых, обращавших внимание на взаимодействие словесной и жестовой речи в обучении глухих детей.


Другое о педагогике:

Художественное восприятие иллюстрации детьми старшего дошкольного возраста
В процессе констатирующего эксперимента нами были выдвинуты следующие критерии оценки рисунков детей и уровни развития изобразительных умений: 1. Устойчивый интерес, увлеченность, желание рассматривать иллюстрации. Эмоциональный отклик на художественный образ, сопереживание герою, ассоциация его чу ...

Тренировка музыкального слуха. Музыкальные диктанты
В пособии Барабошкиной (и для первого, и для второго классов) настройке слуха уделяется особое внимание. Каждому параграфу, начиная с параграфа предшествует рекомендация «настроить слух». Настройка слуха начинается с того момента, когда в упражнениях наряду с движением по гамме появляется и движени ...

Требования к отбору дидактических игр
К отбору дидактических игр, используемых в процессе обучения детей на уроках, предъявляется ряд требований: целенаправленность применения; непродолжительность проведения (5-7 мин); эмоциональность; близость по тематике детскому кругозору; разнообразие по формам организации учащихся (индивидуальные, ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru