VI. Приемно-комплексная система
Поиск продолжается. Так, К.Н. Катханов считает, что в основу современной системы производственного обучения должны быть положены два важнейших элемента профессии – приемы труда и виды работы. Приемо-комплексно-видовая система производственного обучения разработана К. H. Катхановым (сер 1970-х гг.) В этом названии раскрывается важнейшая сторона производственного обучения – необходимость прочного овладения приемами работы в пределах каждого ее вида и последующего сочетания приемов между собой, вплоть до образования комплексов. Смысл системы заключается в выделении важнейших элементов профессии – приемов труда, видов работ и в обеспечении прочного овладения ими в пределах каждого вида деятельности и последующего сочетания приемов в комплексы. В отличие от операционно-комплексной системы, в этой системе основным элементом производственного обучения является не операция, а прием работы, что позволяет применять систему для подготовки большинства рабочих профессий. Основной метод формирования умений и навыков – упражнение. Все элементы учащиеся выполняют под руководством мастера производственного обучения до полного освоения и только после этого приступают к другому виду работы. На завершающей стадии обучения у учащихся вырабатываются автоматические навыки производственной деятельности. К особенностям системы относятся ее построение на основе тщательного анализа содержания труда рабочих и обобщения достигнутого уровня профессиональной подготовки, раскрытие взаимосвязи всех элементов обучения. Она наилучшим образом способствует переносу технологического и трудового процессов на учебно-производственную деятельность учащихся. Недостатки – трудности в отборе для каждого вида работы отдельных приемов, которые, в свою очередь, включают несколько способов их выполнения, что часто нарушает последовательность действий рабочего, изменение приемов работы в зависимости от применяемой техники, технологии и организации труда, что вызывает нестабильность методики обучения.
Другое о педагогике:
Понятие психологической готовности детей к обучению. Низкий уровень школьной
зрелости
Своевременная оценка психологической готовности детей к обучению в школе является одним из основных видов профилактики последующих возможных трудностей в обучении и развитии. При этом психолог прежде всего обращает внимание не только на формальную готовность к школьному обучению (умеет читать, счит ...
Методологические основы проектной, исследовательской
и управленческой деятельности
Ведущими типами образовательной деятельности как модусов существования базового образовательного процесса являются гуманитарно-организованные: управление (и системно-управленческая организация деятельности); проектирование (и проектно-организованные системы деятельности); исследование (и исследоват ...
Основные понятия и определения
В первую очередь необходимо достаточно четко определить, что же такое самостоятельная работа студентов. В общем случае это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активност ...