В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания. Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга, и особенно проникновением математики и ее методов в другие отрасли знания.
Необходимость связи между учебными предметами диктуется также дидактическими принципами обучения, воспитательными задачами школы, связью обучения с жизнью, подготовкой учащихся к практической деятельности. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними.
Часто учебные программы рассчитаны на абстрактно-способного ученика, которому все интересно и который изучает предметы для своего удовольствия. Для остальных учеников изучение одних предметов будет удовольствием, других – безразлично.
Реализация межпредметных связей дает возможность экономнее во времени определить структуру учебного плана. Все отрасли современной науки связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Межпредметные связи являются условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ наук в школе. Реализация межпредметных связей устраняет дублирование в изучении материала, экономит время и создает благоприятные условия формирования общеучебных умений и навыков, установление таких связей повышает эффективность практической направленности обучения .
В педагогической литературе имеется более 30 определений понятия «межпредметные связи». Впервые понятие это понятие было использовано Ю.А. Самариным в книге «Очерки психологии ума».
Многообразие научных позиций, существующих по данным вопросам, обосновано сложностью и многоаспектностью проблемы межпредметных связей. Выделим некоторые подходы к определению этого понятия, встречающиеся в педагогической и методической литературе.
В работах В. Н. Максимовой межпредметные связи составляют необходимое условие организации учебно - воспитательного процесса как целенаправленной системы. Они выступают как средство комплексного подхода к обучению. В учебной деятельности учащихся реализация межпредметных связей служит дидактическим условием ее активизации, систематизации знаний, формирования самостоятельности мышления и познавательного процесса.
В. Н. Федорова дает следующее определение: межпредметные связи - это дидактическое условие, обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных предметов взаимосвязей, действующих в природе.
Н. А. Лошкарева рассматривает межпредметные связи, как самостоятельный дидактический принцип, который призван соединить в себе ряд требований, предъявляемых к содержанию образования, к знаниям, умениям и навыкам учащихся, а также к методам и приемам обучения.
Г. И. Вергелес в своих работах писал о том, что межпредметные связи могут выступать как один из путей формирования учебной деятельности, потому, что реализация межпредметных связей создает благоприятные условия для формирования в единстве содержательных, операционных и мотивационных компонентов учебной деятельности.
В. Н. Максимова пишет об осуществлении межпредметных связей на разных уровнях: на уровне предметов, принадлежащих к разным циклам, на уровне предметов одного цикла, принадлежащих одной группе или разным группам предметов и на внутрипредметном. Все эти связи подвижны, переходят одна в другую.
В данной работе нас будут интересовать взаимосвязи на межцикловом уровне, а именно связь математики с гуманитарными дисциплинами. На первый взгляд сложно говорить о такой взаимосвязи, но на самом деле этот вопрос очень важен. Например, можно понимать язык математических формул, как особый способ записи информации любого характера. Кроме того, некоторые методы математики используются в смежных, а иногда, как в нашем случае, и в отдаленных областях знаний. Например, математические методы применяются даже в лингвистике (математическая лингвистика), не говоря уже об экономике, где математическое моделирование выступает важнейшим методом изучения материала. В гуманитарных дисциплинах часто многие процессы описываются графиками и схемами, то есть широко используется графические методы математики. Не стоит забывать и о том, что математика, в особенности математика старших классов (начала анализа) формируют умения логического характера: анализ, синтез, конкретизация, сравнение, аналогия. Формировать эти умения необходимо и у учащихся гуманитарных классов, и именно математика в большей степени способствует этому.
Другое о педагогике:
Разрушающиеся пластмассы
Большинство пластмасс не разлагаются в окружающей среде, так как живые организмы – деструкторы (грибы и бактерии) не имеют ферментов, необходимых для их разрушения. Известны два важные вида разрушающихся пластмасс: 1.Биополимеры. Это высокомолекулярные соединения, которые производятся живыми органи ...
Внутренний слух. Музыкальная память
Особым свойством музыкального слуха, основанном на воображении и представлении, является внутренний слух. Внутренний слух вторичен, так как он опирается на слуховой опыт, на те сведения, которые он получил от внешнего. Поэтому в трудах, посвященных внутреннему слуху, большое внимание уделяется музы ...
Типология учебных телекоммуникационных проектов
Знание типологии проектов поможет учителям при разработке проектов, их структуры, при координации деятельности учащихся в группах. К типологическим признакам можно отнести: 1.Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, приключенческий и т.д. 2.Доминирующий в проекте содержательны ...