Процесс воспитания дружеских взаимоотношений в строительной игре осуществляется на протяжении всего дошкольного детства. Стремление ребенка принять участие в окружающей жизни осуществляется через сюжетно-ролевую игру. Её содержание непрерывно связано с переживаниями дошкольника, с теми явлениями и образами, которые произвели на него наиболее глубокое впечатление. "Игра дает ребенку новую форму желаний, т.е. учит его желать, относя желания к фиктивному "я", к роли в игре и ее правилу, поэтому в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его средним реальным уровнем, его моралью". Сюжетно-ролевая игра возникает на третьем году жизни ребенка, когда он начинает выполнять в игре определенную роль и переносит функции одного предмета на другой: кубик может быть чашкой, из которой пьют чай; стулья, поставленные соответствующим образом - грузовой машиной или пароходом, а сам играющий берет на себя роль шофера, мамы, моряка.
Определяя истоки игры детей дошкольного возраста, действительный член АПН А.Н. Леонтьев отмечает, что творческая сюжетно-ролевая игра - это специфическая для дошкольника деятельность, в основе которой лежит своеобразная форма отражения действительности. Игра возникает, как результат противоречия между желанием ребенка принять участие в окружающей жизни и невозможностью сделать это в силу особенностей его физического и психического развития. Например, ребенок хочет готовить обед, стирать, но он еще мал, не может сделать это. Тогда он изобретает игру, стремится отразить в ней свои представления о действиях мамы, подражает ей: заботится о "дочке"; старается быть к ней внимательным, добрым, демонстрируя тем самым свою "взрослость". В игре он удовлетворяет таким своеобразным путем потребность в полезной деятельности.
Так творческая сюжетно-ролевая игра превращается в деятельность, дающую возможность ребенку осуществить свое желание участвовать в окружающей действительности, воплотить в своих действиях представления о труде взрослых, о событиях окружающей жизни. И потому, что творческая сюжетно-ролевая игра так тесно связана с реальной жизнью, наблюдениями и переживаниями ребенка, значение ее для приобретения навыков жизни в коллективе трудно переоценить.
Воспитательные возможности хорошей содержательной сюжетно-ролевой игры многообразны, в ней ребенок получает большие возможности для упражнения в нравственных поступках, их усвоения и применения в своих практических целях. Практическое действенное усвоение норм и правил поведения дошкольником, является наиболее эффективным, прочным фундаментом, на базе которого идет дальнейшее воспитание подрастающего человека.
Рассматривая значение творческой сюжетно-ролевой игры для воспитания чувств коллективизма, следует подчеркнуть, что руководство воспитанием детей старшей группы в игре является преимущественно опосредованным. Если в других видах деятельности указываем ребенку, как надо поступить в определенной ситуации, то в игре ребенок поступает в соответствии с тем, что он видел и знает.
Содержание игры, выполняемая ребенком роль, характер складывающихся в игре взаимоотношений, придает ей исключительно важное значение в нравственном воспитании детей, делает ее наиболее эффективным средством формирования личности.
В воспитании у детей коллективизма решающее значение имеет содержание игры. От ее уровня зависит и качество складывающихся взаимоотношений. Особого внимания требуют также игры, возникающие на основании личного опыта ребенка и игры, к содержанию которых формируется у детей интерес в процессе воспитательной работы. В игре ребенок на практике усваивает нормы поведения, приобретает навыки жизни в коллективе.
Другое о педагогике:
Интегральная образовательная технология
Процесс гуманизации и гуманитаризации образования, приняв экстенсивную форму, не привел к полному решению проблемы введения понятия «образовательная технология» в педагогическую науку: "Одна из причин видится в технологической необеспеченности процесса". Поэтому, по мнению В.В. Гузеева, н ...
Предполагаемый результат воспитательно-образовательной работы
Главными итогами трудового воспитания должны быть следующие: 1. Ребенок семи лет должен овладеть всей суммой умений, позволяющих ему выполнять то содержание трудовой деятельности, которое указано в «Программе воспитания в детском саду» по самообслуживанию, в хозяйственно-бытовом и ручном труде, в у ...
Учебник сольфеджио и его роль на уроке
В мировой практике преподавания сольфеджио сосуществуют 2 противоположные школы – абсолютной и относительной сольмизации. Первое берет за основу высоту звуков в той или иной нотации и изучает сначала до мажор, потом альтерацию звуков, приводящую к другим тональностям. В основе второго лежит изучени ...