Перед испытуемым раскладывают на столе фотографии всех детей группы, в том числе и его собственную, и ставят 3 игрушечных домика. Ребенку предлагают отобрать в одну стопку, например, фотографии «самых добрых» (говорят, что они «делятся гостинцами с другими ребятами, дают поиграть своими игрушками, которые приносят из дома, не обижают друзей, уступают место в игре»), а в другую стопку — фотографии детей «не очень добрых» («не любят делиться гостинцами, не дают поиграть своими игрушками» и т.д.). Фотографии детей, которые «только иногда бывают добрыми», складываются в третью стопку. Свою собственную фотографию ребенок должен положить в одну из стопок, в зависимости от самооценки, данной по тому или иному качеству. Каждый ребенок раскладывает фотографии 3 раза. sub zero appliance repair San Jose
Каждая стопка фотографий помешается в соответствующем игрушечном домике. После того как экспериментатор зафиксирует результаты, все фотографии снова раскладываются на столе.
Обработка данных. Результаты оценки каждым ребенком всех детей группы и самого себя по выделенным качествам заносят в таблицу (образец в таблице 1). Детям, имеющим, по мнению испытуемого, ярко выраженные те или иные положительные качества, ставится оценка +1, а детям, которых он наделял отрицательными качествами, — -1.
коллективный общение воспитательный школьный
Таблица 1 – Образец сравнительной оценки нравственных качеств у себя и сверстников
Фамилия, имя ребенка |
Оценка сверстников |
Самооценка |
Сумма положительных и отрицательных оценок, которые дает ребенок остальным членам группы, является личностной характеристикой его самого: в ней выражается степень его доброжелательности в отношении к сверстникам. Вычисляют коэффициент доброжелательности по сумме положительных баллов, приходящихся на одного ребенка.
Поскольку количество детей, участвующих в эксперименте – 27, то уровень доброжелательности вычисляется, исходя из следующих значений коэффициента:
- 18 и более положительных баллов – В (высокий уровень доброжелательности);
- 10 и более положительных баллов – С (средний уровень доброжелательности);
- менее 10 – Н (низкий уровень доброжелательности).
В процессе выявления уровня сформированности нравственных навыков в поведении дети показали следующие результаты:
- количество учащихся с высоким уровнем сформированности нравственных навыков увеличилось на 8 человека и составляет 48%
- количество учащихся со средним уровнем сформированности нравственных навыков уменьшилось на 5 человек и составляет 44,5%
- количество учащихся с низким уровнем сформированности нравственных навыков уменьшилось на 3 человека и составляет 7,5%.
В процессе выявления уровня доброжелательности дети показали следующий результат (таблица 2).
Таблица 2 – Результаты проведения эксперимента по формированию нравственных качеств
№ уровня |
Было: (1 срез) |
Стало: (2 срез) | ||
Чел. |
% |
Чел. |
% | |
В С Н |
11 13 3 |
40,7 48,2 11,1 |
16 11 0 |
59,3 40,7 0 |
- количество учащихся с высоким уровнем доброжелательности увеличилось на 5 человек и составляет 59,3%
- количество учащихся со средним уровнем доброжелательности уменьшилось на 2 человека и составляет 40,7%
- количество учащихся с низким уровнем сформированности доброжелательности уменьшилось на 3 человека и составляет 0 %.
В результате проведения работы по формированию нравственных качеств в процессе коллективной деятельности у детей подготовительной группы повысился уровень нравственной воспитанности. Проведенная работа оказалась эффективной, т.к. воспитание нравственных качеств активизирует процесс становления детского коллектива, формирует доброжелательные и дружные отношения в нем, что благотворно отражается на воспитательном процессе в целом.
Таким образом, можно сделать вывод, что педагогом были выбраны оптимальные формы и методы работы, направленные на формирование нравственных качеств детей в процессе становления детского коллектива. При планировании и проведении эксперимента были учтены возрастные особенности младших школьников.
Другое о педагогике:
Реформирование системы воспитания и образования в России в 20–30-х гг. ХХ в
Отечественная социальная педагогика, как и зарубежная, имеет свою богатую историю. Особый интерес для российской педагогической науки представляет период 20-х гг. XX в. Именно в это время происходит ее подлинно научное осмысление. 20-е годы – это системообразующий фактор для общего развития социаль ...
Социальное воспитание в работах В.В. Зеньковского
Будучи профессором философии Киевского университета в 1918 году В.В.Зеньковский написал работу «Социальное воспитание, его задачи и пути». В ней он обозначает цели и задачи социального воспитания в изменившихся условиях государственной и общественной жизни. Зеньковский утверждает, что человек никог ...
Пути и методы стимулирования активности в учебной деятельности
Психологи и педагоги прошлого и настоящего по - разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать, чтобы ребенок хотел учиться, как стимулировать познавательную активность ученика? Что значит стимулировать познавательную активность ученика? Что такое стимулирование? Как педагогич ...