Под эстетическим отношением к себе чаще всего понимают осознанную способность человека воспринимать мир в категориях эстетики, выделяя в своем отношении оценку по законам красоты. В формировании индивидуальной картины мира «искусство, вобравшее весь опыт человеческой чувственности и неотрывного от него мышления, таит богатейшие возможности». Эстетическое отношение к себе – это качественное изменение, которое заключается в изживании негативных чувств, в восполнении положительных эмоций через любовь и открытость к миру, отзывчивость и доброту. Это путь обращенности от своего «Я» ко взгляду во вне, к установлению духовного равновесия со средой, которое можно наблюдать через сопоставление баланса личностного, межличностного и надличностного в человеке, что отражает меру человеческого отношения ко всему окружающему, степень проявления пластичности и устойчивости личности, ее многогранности.
Эстетическое отношение к действительности – это экологическое целостное отношение человека, предполагающее способность чувствовать мир во всех взаимосвязях, сопереживать природе, культуре, истории, другому человеку, осознавать целесообразность целого, всей природы: воды, влздуха; растений, людей и считаться с ними как с активными субъектами.
Эстетическое отношение к искусству предполагает духовный диалог с автором и его героями, сопереживание и соотнесение с жизнью, обретение собственного образа, своей картины мира через приобщение к духовным ценностям.
Эстетический потенциал личности как интегративная целостность личностных качеств, развитых способностей и освоенных способов эстетической деятельности, определяющих эстетическое отношение к миру, является критерием эстетического развития, культуры личности в целом. Изменение потенциала личности: возможного и актуального, вероятного и реализуемого, и есть развитие «степени мощности» личности.
Истоками развития эстетического потенциала являются:
задатки-способности личности: общетворческие и специальные (по Теплову Б.М.);
содержание социально-художественной среды;
влияние стихийного или целенаправленного фактора руководства.
Слагаемыми компонентами содержания эстетического потенциала являются:
банк эмоционально-психологических состояний;
банк художественных образов, «вечных» тем-идей искусства;
банк понятий и терминов эстетического словаря;
банк алгоритмов творческой деятельности в разных формах общения с искусством;
включенность человека в культурогенные процессы.
В типологии потенциалов личности акцент делается на динамике развития от необходимого каждому человеку базового эстетического потенциала, через прикладной исполнительский и мотивационный, к творческому эстетическому потенциалу.
Базовый (ориентационный) эстетический потенциал необходим для умения ориентироваться в окружающей первой и второй реальности (жизни и искусства); содержит аксиологический, социологический, онтологический, морфологический аспекты.
Исполнительский эстетический потенциал (прикладной) прибавляет в умении чувствовать, мыслить и исполнять в рамках программы на любительском или профессиональном уровне.
Мотивационный эстетический потенциал тоже прикладной, но находится на более высокой ступени, на которой эстетический опыт выступает как мотив к деятельности. Эстетическая мотивация выступает как свойство высших форм восприятия (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев).
Творческий эстетический потенциал занимает высшую ступень в типологии потенциалов, вооружая умением творить новое.
Отслеживание развития эстетического потенциала личности мы предлагаем производить по следующим критериям:
умение производить на слух интонационно-образную суть музыки;
умение адекватно выразить суть музыкального образа в вербальных, художественно-графических, художественно-двигательных видах деятельности;
драматургические умения (эвристическая работа с сюжетом; речевая, вокальная, мело-ритмо-пластическая импровизация);
умение определять на слух стиль той или иной эпохи, композитора;
рефлексия (умение осознавать и выражать «шлейф» своего собственного восприятия в творческих работах).
Движущей силой развития эстетического потенциала личности, согласно концепции Б.П. Юсова, является воображение. В.В. Давыдов трактует воображение как базовый процесс развития обобщенного мышления. Забота о развитии полифонического воображения как универсальной способности ребенка преобразовывать поможет развитию полноценного эстетического творческого потенциала.
Известные педагогические системы Л.В.Занкова, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдова предполагают разносторонний художественный опыт школьников в контексте общего образования и нравственного развития личности. Наглядно-действенные, наглядно-образные и художественно-музыкальные способы освоения мира образуют особый пласт педагогических явлений, тесно спаянных с интеллектуальным, социально-нравственным и творческим развитием ребенка.
Другое о педагогике:
Основные теоретические и практические сведения о моделировании и оформлении
основы женского платья
Моделирование одежды относится к декоративно-прикладному виду искусства, целью которого является оформление предметов быта людей. Термин «моделирование» происходит от слова «модель», то есть образец, и означает создание модели, образца. Слово же «модель» происходит от итальянского слова modello, им ...
Беспризорность в 20-30-е годы ХХ века
В начале 20-х гг. беспризорность в стране продолжала носить массовый характер. Поэтому советское правительство продолжало создавать новые детские дома, открывать ночлежки для беспризорных детей, трудовые коммуны, детские социальные инспекции, которые вели борьбу с беспризорностью, защищали права де ...
Актуальные проблемы преподавательской деятельности в процессе физического воспитания студенток, отнесённых к специальной медицинской группе
ХХ век внёс существенные изменения в здоровье человека. С одной стороны, научно-технический прогресс, развитие медицинской науки, культуры и образования – позволили бороться с рядом ранее считавшими неизлечимыми болезнями и предупреждать их; с другой стороны, изменился весь образ жизни человека, а ...