Е.А. Баринова предлагает следующую классификацию сочинений:
Основания, по которым классифицируются сочинения |
Садовые держатели для кустов смородины, купить в Арматура Композит. Виды сочинений |
1. По цели проведения |
I Обучающие сочинения – научающие писать сочинения II Контрольные сочинения III Сочинения с грамматическим заданием |
2. По источнику и характеру материала |
I Сочинения на основе нового материала и на основе знакомого материала II По одному или нескольким источникам III Сочинения с применением наглядностей и ТСО IV Сочинения на основе личных наблюдений; по фильму, по пьесе. V Сочинение по аналогии с прочитанным текстом VI Сочинение по данному началу или концу, по заданному плану или на основе тезисов. |
3. По объему готового сочинения |
I Развернутые сочинения II Сочинение-миниатюра III Сочинения заданного объема |
4. По тематике |
I Сочинения на лингвистическую тему II Сочинения на литературную тему III Сочинения на свободную тему |
5. По способу изложения мысли |
I Описание, повествование, рассуждение II Сочинения смешанного типа речи III Сочинение-рассказ, сочинение-очерк, сочинение-рецензия, сочинение-статья, сочинение-письмо, сочинение - научное сообщение. |
6. По степени самостоятельности |
I С длительной подготовкой II Без предварительной подготовки III Самостоятельное |
М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская
классифицируют сочинения следующим образом:
По тематике сочинения делятся на две большие группы: сочинения на лингвистические темы и сочинения на темы из жизни – на так называемые свободные темы.
По типу создаваемых текстов
различаются:
а) сочинения, традиционно относящиеся к "школьным жанрам" сочинения-повествования, описания, рассуждения, повествования с элементами описания, рассуждения, рассуждения с элементами повествования, описания и т.д.;
б) сочинения, близкие к тем речевым произведениям, которые существуют в реальной речевой практике: рассказ, заметка, статья в газету, репортаж, очерк, доклад и т.д.
По стилю
различаются сочинения разговорного стиля и книжных стилей: делового, научного, учебно-научного (доклад на тему школьной программы), публицистического (статья в газету, очерк), художественного.
По источнику получения материала
различаются сочинения на основе жизненного опыта, прочитанного, произведений живописи, кинофильмов, телевизионных передач, театрального спектакля, музыкальных впечатлений.
По объему
выделяются сочинения-миниатюры.
По осложненности
дополнительным языковым заданием выделяются: сочинения с лексическим, грамматическим (морфологическим, синтаксическим), стилистическим и другим заданиями; сочинения по опорным словам и словосочетаниям.
Методисты Е.А. Баринова, Л.Ф. Боженкова, В.И. Лебедев предлагают следующую классификацию сочинений:
В зависимости от цели
сочинения бывают обучающие и контрольные.
По месту
выполнения сочинения могут быть классные и домашние.
По источникам знаний
классификация сочинений следующая: 1) сочинения на основе личных наблюдений и впечатлений учащихся; 2) сочинения по картине; 3) сочинения, проводимые в курсе литературы.
По способу изложения мыслей
могут быть выделены сочинения повествовательного характера, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.
Большинство классификаций сочинений разных методистов имеют общие черты, в основном сочинения классифицируют по следующим основаниям:
- по источнику;
- по жанру;
- по объему;
- сочинения с дополнительным заданием.
Для нас наиболее приемлемой будет являться классификация профессора А.В. Текучева. Она, на наш взгляд, наиболее подробно дает информацию о видах сочинений, в ней достаточно конкретно описаны основания классификации. В отдельный вид сочинений отнесены сочинения по картине, которые являются объектом изучения нашей работы.
Другое о педагогике:
Методика обучения двигательным действиям, предусмотренных
школьной программой
Обучение двигательным действиям начинается с I класса. По мере обучения от класса к классу количество двигательных действий увеличивается, а их биомеханическая структура усложняется. Изученные двигательные действия могут переходить в элементы других, более сложных двигательных актов, использоваться ...
Использование дидактических игр с целью повышения интереса к
русскому языку
Из огромного многообразия методов в особую группу выделяют методы стимулирования и мотивации учения. Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. Практически любая игра познавательна. Однако сущес ...
Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя
В научных дискуссиях последних десятилетий все настойчивее звучит мысль: человеко-ориентированные науки и практики должны строиться в первую очередь на аксиологических (ценностных) основаниях. Если мы хотим, чтобы наша педагогика была подлинно гуманистической, мы должны понимать и помнить: в такой ...