Данная модель достаточно удобна не только для пения и подбора аккомпанемента на основе ostinato (мелодическое ostinato + бурдонный бас) в пентатонике, но для разыгрывания.
Ниже приводим вариант инструментовки для орф-инструментов
Вариант. Один из участников игры изображает Кострому, он садится на стул и делает вид, что дремлет. Остальные играющие ведут вокруг него хоровод и поют.
С Костромой переговариваются:
- Тук, тук – у ворот!
- Кто там?
- Кузьма Криворот.
- Зачем?
- Ты жива ли, Кострома?
- Жива.
- На чем?
- На пригоренке.
- Что делаешь?
Кострома говорит:
Я не сплю, не лежу,
Я на улицу не хожу.
Я, хозяйка Кострома,
Наварила киселя.
Кисель с молоком,
Блины с творогом,
Каша масленая,
Ложка крашеная!
Дети, стоящие в кругу, подходят к Костроме и просят: «Костромушка-Кострома, дай отведать киселя!» Кострома поманивает детей к себе ближе словами: «Подходите до меня, дам отведать киселя!», затем вскакивает на ноги и старается схватить кого-нибудь из игроков. Все от нее убегают. Кого первого поймает, тот становится Костромой, и игра повторяется.
На начальном этапе художественно-творческого воспитания особенно важно использовать один и тот же музыкально-познавательный материал для формирования у школьников элементарных вокально-технических и исполнительских представлений, ладового, ритмического чувства и чувства музыкальной формы, первоначальных навыков игры на инструментах, понятий о принципах сочинения шумового или мелодического вступления к песне или пьесе, простершего аккомпанемента к мелодии, о выборе инструмента подходящего тембра. Поэтому одни и те же вокально-инструментальные миниатюры мы используем и как упражнения для распевания, и как инструментально-мелодический этюд, и как материал для усвоения вычлененного, конкретного ритмического рисунка, и как своего pода образец для самостоятельного творчества.
На следующем этапе к песенным миниатюрам, к пьесам пишутся несложные ритмические партитуры. Подбираются произведения, сходные между собой по ладовым, ритмическим оборотам, по строению партитуры. Это делается для того, чтобы учащиеся могли сравнить два образца в чем-то близкие друг дpyгy и вместе с тем контрастных по настроению. На таких примерах легче всего объяснить и дать почувствовать ребятам, что сочетание одних и тех же ступеней лада (или ритмических длительностей) может создать различные музыкальные образы, что характер музыки зависит от применения композитором средств художественной выразительиости: ритма, темпа, динамики, способа звуковедения и т. д.
Первые песни и пьесы были весьма ограничены по диапазону, ясны и просты по интонациям. Они были построены на чередовании и повторах V и III или V и VI ступеней мажора. В каждой последующей миниатюре объединялось по несколько характерных ладовых интонаций (V—VI, V—III, I—III; V— III, I—III; I—II, Г—III; V—VIII, V-I; VIII—V. VI—V; VIII—VII, VIII—V).
Применение инструментов способствует формированию ладовых представлений. Первые представленияи о той или иной вычлененной интонации мажора дети приобретают в процессе игры в «Эхо». Как только школьники начинают узнавать мелодию в нотной ритмической записи или по ручным знакам ступеней лада, мы предлагаем им попробовать играть песни на звуковысотных инструментах. Чтобы активизировать и направить внимание ребят на слуховое запоминание интонаций,построенных на главных ступенях лада, на анализ высотных соотношений и характер ступеней, мы использовали прием игры на ограниченном количестве пластин (на инструменте остаются лишь те пластинки, которые необходимы для исполнения данного материала). Такой прием помогает сконцентрировать внимание ребят на ощущении ладовых закономерностей, а не тратить его на поиск нужных пластин среди полного звукоряда. Специальная конструкция орф-инструментов позволяет менять набор пластин, что не только способствует более прочному и быстрому закреплению ладовых представлений, но и позволяет в музицировании выйти за пределы до мажора (в наборе имеются дополнительные фа-диез и си-бемоль). Благодаря этому школьники могут играть мелодии знакомых песен в удобной для пения тональности как на ограниченном количестве ступеней, так и на полном звукоряде. В последнем случае ребята ориентируются на тонику, которой всегда будет соответствовать самая нижняя пластина. Приобретая новые знания, ученики параллельно закрепляют то, что узнали ранее.
Другое о педагогике:
Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя
В научных дискуссиях последних десятилетий все настойчивее звучит мысль: человеко-ориентированные науки и практики должны строиться в первую очередь на аксиологических (ценностных) основаниях. Если мы хотим, чтобы наша педагогика была подлинно гуманистической, мы должны понимать и помнить: в такой ...
Проведение наблюдений
Формирование системы знаний о растительном и животном мире должно осуществляться на основе сезонного принципа в ходе проведения циклов наблюдений на участке и в уголке природы, природоведческих занятий. Осенью дошкольники могут знакомиться с некоторыми видами осенних цветущих растений, деревьев и к ...
Диагностика умственного развития детей с патологиями речи в дошкольном
учреждении «Наш ребёнок»
Особую значимость исследования детей в данном детском учреждении приобретает в русле современного подхода к нарушениям психомоторного и речевого развития, в соответствии с которым ранняя диагностика и коррекция умственного развития детей является главным условием их эффективного обучения и воспитан ...