Фольклор и его специфика

Страница 2

Предлагаем выделять в стадиальном развитии фольклора четыре разновидности синкретизма: «архаический синкретизм», который соответствовал первоначальной стадии развития народной культуры; «взаимодополняющий синкретизм», соотносящийся с «классической» стадией развития народной культуры; «технологический синкретизм», который, по нашему мнению, присущ стадии развития так называемой «третьей культуры», а также «синтетизм», соответствующий современной стадии развития (постфольклорная культура). Изменение функций фольклора и его синкретической основы можно представить следующим образом: Информация бытовая техника калининград на нашем сайте.

- первобытный фольклор — архаический синкретизм;

- классический фольклор — взаимодополняющий синкретизм;

- фольклор ХIХ — начала ХХ в. — технологический синкретизм;

- фольклор середины/конца ХХ — начала ХХI в. — синтетизм как некое «равновесие функций» (термин Б. Малиновского).

Стадиальное развитие предполагает не ступенчатое, а инерционное развитие синкретизма и постепенное перетекание его в «синтетизм». Элементы «архаического» и «взаимодополняющего» и даже «технологического» синкретизма можно выделить на различных этапах народной культуры. Как отмечает С.Ю. Неклюдов, «фольклорная традиция есть цепь постепенных изменений, количественное накопление которых приводит к возникновению нового качества. В силу этого процесс сложения новых форм (жанровых и текстовых) представляется продленным во времени, имеющим трудноуловимое начало».

Нельзя не согласиться с точкой зрения Н.Г. Михайловой, которая в статье «Народная культура как целостный феномен: культурологический подход» пишет, что «принципиальная важность их выделения (синкретизма и традиционности) связана с тем, что синкретизм — это отличительная черта культурного текста в народной среде, а традиционность прямо связана с формами его функционирования и социальной трансмиссии. Народная культура в различных ее ипостасях сохраняет элемент синкретичности в широком смысле, под которой мы в данном случае понимаем нерасчлененность сосуществования в диффузном состоянии этики и эстетики, знания и верования, художественного и внехудожественного отношения к действительности, мира представлений (картины мира) и практического действия, что характерно для группового (соборного) сознания и поведения» .

«Архаический синкретизм» понимается традиционно как «нерасчлененность» различных видов и форм искусства, а также религиозно-философских и утилитарно-бытовых представлений. Уже в недрах этого синкретизма имелись зачатки его дальнейших трансформаций. В архаическом синкретизме преобладали мировоззренческие аспекты, а формальные элементы были только оболочкой, хотя и форма имела большое значение. В фольклорном сознании «МЫ» преобладало над безличными «Я».

В «классический» период развития, когда уже сформировались основные жанровые системы традиционного крестьянского фольклора, синкретизм не имел того подавляющего архаического мировоззренческого значения, а на первый план выдвигалась уравновешенность содержания и формы. Поэтому многие говорят о преобладании эстетического начала над мировоззренческим и утилитарным в фольклоре. «Взаимодополняемый синкретизм» предполагает новый тип фольклорного сознания, которое определяется дискретностью природного, физиологического и общественного. Человек уже имеет богатый многовековой опыт, он может соотносить этот опыт и использовать его при создании новых текстов, в которых элементы имеют определенную заданность. В фольклорном сознании преобладала тенденция «Я в МЫ» — «МЫ в Я».

Понятие «технологический синкретизм» отражает состояние фольклора в ХIХ - начале ХХ в. Народная культура вплотную подошла к рубежу, когда непрофессиональная и профессиональная культуры тесно сблизились. При создании произведений в этот период используются не только различные «технические» средства, но также технологически соединяются различные виды современной культуры. «Технологический синкретизм» развивается в эпоху «сближения» фольклора и литературы (устных и письменных форм).

Наряду с четко обозначенными в своих границах культурами (дворянской, крестьянской) можно выделить и так называемую «третью культуру» — культуру городских мещанских слоев, посадских низов, которая, в отличие от дворянской и крестьянской, полисоциальна. Культура городского простонародья так или иначе вынуждена была реагировать на различные культурные факторы как со стороны более высокой с точки зрения социального статуса среды, так и со стороны собственно «фольклорной». Идеалы носителей «третьей культуры» основаны на идее не самоизоляции, а саморазвития, желания тянуться к социальному верху. Важная установка представителей этого культурного слоя — жить если не как «верхи», то в чем-то подобно им. В этой ориентации огромную роль играло противопоставление «своего» и «чужого», которое и было своеобразным стимулом к развитию данной культуры. В то же время городские жители были выходцами из крестьянской среды. Инерция традиционной культуры проявлялась в «третьей культуре» на разных уровнях: содержательном и формальном.

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного возраста
Изобразительное искусство - это отражение окружающей действительности художником в художественных образах и выражение своего отношения к жизни средствами формы, цвета, композиции. Подлинный эстетический вкус у дошкольников мы можем воспитывать путем отбора объектов, наиболее близких для детского во ...

Физическое воспитание детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6— 7 до 11 лет (I—IV классы). Особенности возрастного развития. Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, дл ...

Разработка плана проведения проекта в школе
С одной стороны, работа по планированию образовательной деятельности учащихся является знакомой учителю, но с другой стороны, планирование проектной деятельности достаточно ново и не освоено. Поэтому чтобы любой проект состоялся, требуется тщательное планирование, потому что именно на основе хорошо ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru