Отбор детей в коррекционные классы - это важная и ответственная задача, которая требует для своего решения хорошо скоординированных усилий родителей, воспитателей дошкольных учреждений, школьных педагогов и психологов.
В школах, в которых создаются коррекционные классы, координация этих усилий возлагается на школьную психолого-педагогическую комиссию. В состав школьной психолого-педагогической комиссии входят: завуч школы по начальному обучению, психолог (если он работает в школе), логопед, учитель и школьный врач. https://timelt.ru авито клеевые модули nordson.
Задачи комиссии на этапе начального изучения детей состоят в следующем:
1) организовать сбор надежной информации о поступающих в школу детях,
2) на основе собранных данных провести ориентировку в качественном составе детей; выявить в предварительном порядке детей "группы риска";
3) организовать специальное диагностирование выделенных предварительно детей",
4) скомплектовать по результатам диагностирования основной состав коррекционного класса;
5) провести для разрешения спорных вопросов сбор дополнительной диагностической информации о детях в период их школьной адаптации (в течение двух первых учебных месяцев);
6) произвести в случае необходимости перемещения учащихся в пределах параллели; согласовать окончательный состав коррекционного класса с выездной медико-педагогической комиссией. Решить вопрос о переводе отдельных учащихся, если такая необходимость возникла, в сеть специального обучения.
В работе школьной психолого-педагогической комиссии по изучению детей, таким образом, выделяются два основных этапа: изучение детей в предшкольный период и в процессе школьной адаптация.
Организуя изучение детей в детском саду необходимо прежде всего установить деловые, заинтересованные контакты с родителями детей и воспитателями детских садов. И те, и другие являются носителями исключительно ценной для школы информации о детях. Они с разных сторон и одновременно целостно могут охарактеризовать ребенка. Наблюдения родителей и воспитателей детских садов за состоянием общего развития ребенка, его динамикой могут стать надежной основой в решении задачи выявления детей группы риска. В изучении детства значимость наблюдений близких или воспитателей подчеркивали все крупные педагоги - К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Этот подход еще более утвердил свой авторитет сейчас, когда разработан богатый методический инструментарий экспериментального исследования. различных сфер психического развития детей. Не случайно крупный специалист в области психодиагностики немецкий ученый Г. Витцлак отмечает, что точность оценок степени готовности к школе, а также прогноз успеваемости учащихся, сделанный воспитателем детского сада, сплошь и рядом бывает выше результатов тестирования.
Чтобы знания о детях, которыми располагают родители и воспитатели, могли быть использованы для выявления детей группы риска, они должны быть грамотно востребованы.
Должна существовать тесная преемственность в работе детского дошкольного учреждения и школы. В условиях организации в школах коррекционных классов постоянные деловые контакты с базовыми дошкольными учреждениями должны стать предметом особой заботы завуча школы по начальному обучению.
Завуч должен познакомить работников дошкольного учреждения с целями и задачами коррекционных классов, с программой наблюдений за детьми, с критериями педагогического отбора детей в эти классы, с требованиями, которыми должен руководствоваться воспитатель подготовительной группы, составляя педагогические характеристики своих выпускников.
Особой деликатности, тщательности требует работа с родителями и ознакомление их с назначением коррекционных классов, с принципами отбора детей в эти классы. Целесообразно, чтобы такая информация была сделана директором школы на собрании родителей будущих первоклассников. Важно, чтобы родители поняли, что коррекционный класс (класс педагогической поддержки, здоровья) - это реальная форма помощи тем детям, которые в силу слабого здоровья и недостаточно высокой готовности к школе требуют особого внимания педагога и врача, что своевременное, возможно более раннее определение таких детей – это взаимный интерес родителей и школы.
При отборе детей в коррекционные классы следует руководствоваться двумя взаимосвязанными и дополняющими друг друга критериями. Один из них - низкий уровень готовности ребенка к школьному обучению, т.е. школьной зрелости. Второй критерий - трудности адаптации к школьной жизни (на начальном этапе обучения в обычных классах). Первый критерий играет ведущую роль на предварительном этапе отбора детей. Второй критерий является ведущим на новом этапе – наблюдении за детьми в реальной учебной деятельности. От предварительных выводов первого этапа отбора детей в коррекционные классы этот критерий в спорных случаях приводит уже к окончательным выводам, - подтвержденным практически.
Другое о педагогике:
Особенности воспитания детей группы риска в приюте
Ребенок в экстремальной ситуации - проблема большого города любой страны. Дети теряются, остаются внезапно сиротами, их могут украсть или после жестокого обращения они сами могут уйти из дома,- все эти случаи, и многие другие , могут произойти в любом населенном пункте. История возникновения и деят ...
Психолого-возрастные особенности младших школьников
Для того чтобы успешно решать поставленные задачи, учителю необходимо знать психологические особенности детей младшего школьного возраста. Дети этого возраста общительны и эмоциональны. Их отличает любознательность, острота и свежесть восприятия. В первую очередь они воспринимают то, что наглядно в ...
Игровые и творческие задания
Пособие А. Барабошкиной творческих и игровых заданий не включает, так как в то время, в которое это пособие впервые было выпущено, игровым методикам обучения не уделялось должного внимания. В пособии Ж. Металлиди и А. Перцовской, напротив, игровые и творческие задания предстают как неотъемлемая час ...