Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития ребенка, важнейшим средством формирования нравственной культуры, культуры межличностных отношений. Ставится задача первостепенного развития у детей интереса к труду взрослых, воспитания желания трудится, навыков элементарной деятельности, трудолюбия.
В первой главе мною были рассмотрены теоретические основы формирования навыков трудовой деятельности у детей 5-7 лет. Вторая глава посвящена описанию экспериментальной работы по изучению особенностей формирования видов трудовой деятельности у детей дошкольного возраста.
Целью работы является теоретическое обоснование и практическая реализация методики формирования навыков трудовой деятелтности у детей старшего, подготовительного возраста.
Диагностика выявляет динамику процесса нравственно-трудового воспитания дошкольников.
В ходе диагностирования определены педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста следующих видов трудовой деятельности:
- самообслуживание,
- хозяйственно-бытовой труд,
- труд в природе,
- совместный труд детей и взрослых,
- коллективный хозяйственно-бытовой труд,
- коллективный ручной труд,
- ознакомление детей с трудом взрослых.
Задачи данной работы:
1. Рассмотреть теоретические основы формирования нравственно-трудового воспитания у детей дошкольного возраста.
2. Оценить исходный уровень сформированности нравственно-трудового воспитания у детей старшего и подготовительного возраста.
3. Разработать рекомендации по формированию нравственно-трудового воспитания у детей старшего и подготовительного возраста.
4. Оценить эффективность нравственно-трудового воспитания дошкольников.
На данном этапе необходим о:
Диагностика начального уровня сформированности навыков по нравственно-трудовому воспитанию у дошкольников.
Разработка рекомендаций по формированию нравственно-трудового воспитания у детей старшего и подготовительного возраста.
Проведение данных рекомендаций в ДОУ.
Диагностика для контроля эффективности данных рекомендаций изучения динамики уровня сформированности нравственно-трудового воспитания у дошкольников.
Анализ результатов.
Этапы исследования
1. Проведение диагностического обследования по определению уровня сформированности навыков по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в природе, совместному труду детей и взрослых, коллективному хозяйственно-бытовому труду, коллективному ручному труду, ознакомлению детей с трудом взрослых у дошкольников.
2. Проведение исследования с использованием разработанных рекомендаций.
3. Диагностическое исследование для изучения динамики в уровне сформированности навыков трудовой деятельности у детей старшего и подготовительного возраста.
4. Оценка эффективности развития навыков.
5. Результаты диагностики исследования.
Чтобы узнать дальнейшее направление работы и определить уже имеющиеся у детей умения и навыки по нравственно-трудовому воспитанию я провела диагностику.
В диагностике было выделено четыре больших блока вопросов:
1. навыки личной гигиены;
2. навыки культурного поведения со взрослыми;
3. уровень самостоятельности в труде;
4. навыки общения со сверстниками в труде.
В первый блок вошли вопросы по уже сформированным у детей навыкам по личной гигиене и другим видам деятельности труда. Блок был разделен на 4 раздела:
– умеют ли дети поддерживать установленный в группе порядок;
– соблюдать правила поведения за столом;
– как выработаны у детей культурно-гигиенические навыки (без напоминания мыть руки перед едой, чистить зубы, пользоваться носовым платком по мере необходимости, самостоятельно приводить в порядок волосы и т.д.).
Диагностика по этому разделу проводилась методом наблюдений, в повседневной жизни детей в ДОУ.
Второй блок включил в себя вопросы по развитию у детей навыков культурного поведения со взрослыми. Где в процессе наблюдений и специально созданных ситуаций было выявлено: умеют ли дети общаться со взрослым, уступают ли место, приносят ли стул, отворяют дверь, благодарят за оказанную помощь, стремятся помогать.
В третий блок показывает развитие уровня самостоятельности в труде, где непосредственно в процессе жизнедеятельности было выявлено:
- умеют ли дети замечать непорядок в окружающей обстановке;
- умеет ли распределять обязанности в процессе трудовой деятельности;
- также был определён общий уровень трудовых умений и навыков.
Четвёртый блок включил в себя навыки общения со сверстниками, где непосредственно в беседах с детьми было выявлено:
Другое о педагогике:
Проблемы современного мирового образовательного пространства
Рассматривая общие тенденции развития образования в глобальных масштабах, скажем, что за последние 20—30 лет (и не забывая при этом очень существенных региональных различий, особенно в странах с различным общественным строем) нетрудно видеть достижения, которыми человечество вправе гордиться. Сотни ...
Развитие теоретического мышления младших школьников – важнейшая
психологическая проблема
В результате анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания младших школьников с трудностями в обучении мы отмечаем следующее: 1. В обществе всегда присутствовало понимание того, что семья по своим воспитательным возможностя ...
Сольфеджио и тренировка навыков, необходимых для музыканта. Понятие о
музыкальном слухе
Основными закономерностями строения мелодии являются лад, высотные взаимоотношения звуков и их метро-ритмическая организация. В своем единстве они определяют основную идею мелодии, ее выразительные особенности. Поэтому в работе над слуховым осознанием этих закономерностей нельзя отрывать их друг от ...