У одаренного ребенка природа отодвину лак ранним годам жизни обычные границы его обучаемости, но сферы, открытые таким образом, являются все еще terra incognita. Необходимо двигаться вперед в следовании и объединении усилий.
Л.Термен
Для того чтобы дети могли реализовать свое стремление к большей самостоятельности в процессе обучения, они должны уметь ею воспользоваться, т.е. обладать такими умениями и навыками, которые позволят им быть все более и более независимыми от учителя в процессе познания.
Возрастные интересы детей очень часто проявляются в их вопросах. Так, в старшем дошкольном возрасте, детей чаще всего интересует «Что из чего состоит?» и «Откуда все берется?». Фактически это вопросы о строении (структуре). Младших же школьников интересуют причины вещей и явлений. Приходя в школу, у них уже сформирована своя картина мира. Ребенок стремится развить ее , пополнить новыми фактами. Но в начальных классах сталкивается с непреодолимой проблемой, т.к содержание традиционного обучения построено таким образом, что ребенок «вынужден от глобальных, мировых проблем перейти к элементарным вещам», и «тогда обнаруживается несоответствие между познавательными потребностями и тем, чему учат ребенка».
Вот противоречие, которое приводит к снижению интереса ребенка к учебе уже к концу начальной школы. Именно поэтому в начальной школе надо преподносить предметы, основываясь в большей степени на интересы и потребности ребенка. Нужно стараться «удовлетворить их любопытство» и преподнести материал как открытие, дать детям большую самостоятельность, позволить делать открытия и проводить эксперименты. Одаренным детям нужна своя программа, их нужно учить учиться самостоятельно, делая небольшие, но свои открытия.
Из всего сказанного вытекают следующие цели обучения одаренных детей информатике в начальной школе. Учитель идет от возможностей одаренных детей к целям и принципам построения содержания обучения.
одаренный школьник обучение информатика
Цели обучения информатике в начальной школе |
Особенности содержания обучения информатике | |
Традиционного |
Для одаренных детей | |
1.раскрытие индивидуальности ребенка 2. развитие системного мышления, целостного миропонимания и духовно-нравственных основ личности 3. развитие творческой личности |
1. Много отдельных не связанных между собой дисциплин 2. внутри дисциплины информатики много отдельных достаточно узких тем. В каждой теме факты, правила, закономерности и обобщения по данной конкретной теме. |
1.гибкость содержательных рамок изучения тем по информатике 2.изучение основополагающих, крупных содержательных единиц: изучение глобальных тем и проблем (компьютер, информационное общество и т.д.) 3. применение междисциплинарного подхода к изучению содержания по информатике 4. интеграция тем и проблем для изучения по информатике 5. высокий уровень насыщенности содержания обучения 6.проблемность содержания по информатике: изучение открытых тем и проблем |
Разрешением данной проблемы занимаются специальные программы, направленные на обучение и развитие одаренных детей. Одной из таких программ является программа междисциплинарного обучения «Одаренный ребенок» Н.Б.Шумаковой. Для обучения детей по этой программе выделена специальная экспериментальная площадка. Работающие там учителя пытаются обогатить традиционную программу методами междисциплинарного обучения на основе исследований, проводимых учащимися на уроках. Исследования способствуют развитию самостоятельности в обучении, умению работать со специальной литературой, работать в группах, строить гипотезы, проверять их и делать выводы на основе проведенных опытов и исследований.
Соответствие возрастных особенностей и содержания программы «Одаренный ребенок»
Возрастной период, год обучения |
Особенности возрастных интересов |
Особенности содержания обязательной программы |
«Стержневые» темы по программе МДО «Одаренный ребенок» |
Младший школьный возраст, наглядно-образное мышление переходит в наглядно-образное 1, 2, 3, 4 классы |
После многочисленных вопросов в старшем дошкольном возрасте «Откуда что берется?», «Из чего все состоит?» ребенок стремится пополнить свою первую глобальную картину мира: привети все в порядок, увидеть закономерности,в которые укладывается непостоянный окружающий мир. Возникают новые вопросы о причинах вещей и явлений, особенностях устройства мира и т.д. |
Ограниченный круг предметов. Акцент на учебных навыках, обучении письму, чтению, счету. |
Необходимость ввести новые развивающие предметы, чтобы удовлетворить интересы и потребности ребенка в самопознании и саморазвитии. Необходимость провести «стержневые» темы по всем предметам, в том числе и по информатике, где можно отразить связи со всеми науками и сделать картину мира «более целостной». СТРУКТУРА (СТРОЕНИЕ) ИЗМЕНЕНИЕ ВЛИЯНИЕ ПОРЯДОК |
Другое о педагогике:
Становление университета в XIX в. – в начале XX в
В первой половине XIX века Университет стал не только научным, но и культурным центром России. Члены декабристских организаций были воспитанниками Московского университета. Традиции свободомыслия продолжали студенческие кружки братьев Критских, В.Г. Белинского, А.И. Герцена и многих других не мене ...
Телекоммуникационный проект и его использование
в учебном процессе Телекоммуникационные сети, позволившие учащимся и учителям из разных стран общаться друг с другом, появились в начале 80-х годов. Телекоммуникации тогда использовались лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку вся сетевая работа заключалась в обмене письмами между учащ ...
Задержка психического развития у детей: феноменология, происхождение,
классификация
Комплексное изучение задержки психического развития как специфической аномалии детского развития было начато в отечественной дефектологии в 60- е годы прошлого столетия. В работах Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской, В.М. Лубовского были представлены первые обобщения клинических данных о ...