Мы постараемся «наложить» программу междисциплинарного обучения «Одаренный ребенок» на традиционную программу обучения информатике, учитывая возрастные интересы детей и обогатив ее новыми «глубинными» темами, которые позволяют проводить самостоятельные исследования детей и делать открытия в области информатики.
классы |
На чем надо сделать акцент в обучении |
Содержание образования |
Особенности методики преподавания |
1 2 3 4 |
Глобальные темы: СТРУКТУРА ИЗМЕНЕНИЕ ВЛИЯНИЕ ПОРЯДОК |
Преподавание информатики в углубленном и расширенном объеме в рамках программы (в зависимости от потребностей и возможностей учащихся, их индивидуальных особенностях) + некоторые области информатики в соответствие с глобальными темами курса и потребностями одаренных детей |
Индуктивные и дедуктивные исследования, который организует и проводит учитель вместе с учащимися на уроках информатики для углубления материала курса и чтобы дать возможность детям самим сделать выводы на основе проведенных опытов. Развитие творческого мышления учащихся (гибкость, оригинальность). Развитие элементарных исследовательских умений и навыков: - постановка вопросов для изучения -выдвижение гипотез -поиск информации -составление плана работы -умения представить работу и сделать выводы -умения общаться в группе -умения доказать или опровергнуть точку зрения товарища и т.д. |
Исходя из задач обучения информатике в начальной школе:
-познакомить школьников с основными свойствами информации, научить их приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;
-дать школьникам первоначальные представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
-дать школьникам представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.
И учитывая особенности методики преподавания информатики для одаренных детей можно предложить следующее содержание обучения в начальной школе:
Классы |
Основное содержание курса (по учебникам А. В. Горячева, А. С. Лесневского) |
Дополнительное содержание курса на основе потребностей и интересов ребенка |
1-2 классы |
План действий и его описание (9 ч) Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Отличительные признаки предметов (8 ч) Выделение признаков предметов. Узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы в соответствии с указанными признаками. Логические модели (11 ч) Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний. Приемы построения и описания моделей (8 ч) Кодирование. Простые игры с выигрышной стратегией. Поиск закономерностей. |
Последовательность как одна из форм порядка. Времена года как последовательность. Последовательность смены дня и ночи. Последовательность дней недели и т.д. Последовательность выполнения действий при включении компьютера. Составление плана действий при работе на ПК. Составление плана действий при выполнении макета «Компьютер». Загадки о ПК. Признаки составных частей компьютера. Составление своих загадок и их оформление. Группы предметов, работающих с информацией и не работающих с ней. Группы (виды) информации. Письменность у разных народов (рисуночное, звуковое, слоговое письмо). Понятие высказывания. Их виды. Составление и определение истинных и ложных высказываний. Правила построение гипотез и предположений. Составление доказательства. Выводы. Лабиринты и логические задачи. Задачи комбинаторики. Переправы, переезды. Шутейные задачи. Коды в сказках народов мира. «Волшебные числа» в русских народных сказках. Кодирование и шифровки. Шифры и коды. Кодирование чисел в ПК. Системы счисления в сказках и мифах. Мифы Древней Греции. Былины. Поиск закономерностей. |
3 класс |
Алгоритмы (9 ч) Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы. Группы (классы) объектов (8 ч) Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов. Логические рассуждения (11 ч) Высказывания со словами “все”, “не все”, “никакие”. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья. Модели в информатике (8 ч) Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности. |
Понятие алгоритма. Виды алгоритма. Поиск различных форм порядка в алгоритмах. Алгоритм составления схемы работы ПК. Принцип действия ПК. Алгоритм подключения различных устройств к ПК. Алгоритм поиска решений и ошибок. Алгоритм поиска с возвратом. Алгоритм создания, открытия, поиска и сохранения документа. Омонимы, синонимы и антонимы русского языка. Многозначность слова. Система, структура, иерархия. Система компонентов ПК. Их взаимосвязь. Понятие квантора. Их использование и значение. Формы представления знаний. Правила обхода деревьев. Правила лабиринта. Иерархия и деревья. Соподчинение. Иерархия в политике, животном мире, науке. Симметрия. Отражения. Бордюры. Симметрия в животном мире, архитектуре, быту. Закономерность в природе и обществе. Поиск закономерностей в системе работы ПК. |
4 класс |
Алгоритмы (9 ч) Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз, до выполнения заданного условия для перечисленных параметров. Объекты (8 ч) Составные объекты” Отношение “состоит из”. Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонент составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонент. Относительные адреса в составных объектах. Логические рассуждения (11ч) Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода “если—то”. Цепочки правил вывода. Простейшие “и—или” графы. Модели в информатике (8 ч) Приемы фантазирования (прием “наоборот”, “необычные значения признаков”, “необычный состав объекта”). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приемов фантазирования к материалам разделов 1—3 (к алгоритмам, объектам и др.). |
Алгоритмы и циклы, понятие, применение. Годовой цикл. Спирали в природе, их значение. Циклы в русских народных сказках. Циклические алгоритмы, их значение. Вселенная и космос. Солнечная система. Звезды и планеты. Их взаимоотношения, особенности системы. Микроскоп и телескоп. Что скрывается за пределами нашего «видения мира»? Города и дороги. Задача коммивояжера. Задача почтальона. Живая клетка и ее компоненты. Биогеоценозы в природе. Биосистема и ее компоненты. Составные высказывания. Задачи перевозки, переездов, переправ. Логические задачи. Для чего эти предметы? Отгадайте назначение предметов по их отличительным функциональным признакам. Придумайте объект по заданным признакам. Предметы будущего. Их модернизация. Новые устройства для ПК, обладающими новейшими свойствами и признаками. |
Другое о педагогике:
Определение целей и задач проектной деятельности
Следующий закономерный шаг деятельности после этапа проблематизации - формулировка целей и задач проекта. Целью проекта является нахождение способа решения проблемы. В этом случае необходимо обратить внимание на формулировку цели. В любой работе должна быть простая, понятная и привлекательная цель, ...
Активные методы и средства развития творческого мышления в процессе
обучения иностранному языку
Понятие «творческое мышление» охватывает мыслительные процессы, приводящие к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий, а также художественных форм. Основное отличие творческой познавательной деятельности от воспроизводящей состоит в более глубоком проникновении в ...
Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном дошкольном
образовательном учреждении
Построение развивающей среды с учетом основных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности. Помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности. Важно, чтобы в окружении ребенка находился стимулирующий его развитие материал трех типов: во-первых, испол ...